Багаті виграли від кризи
На первый взгляд, кажется, что кризис ударил одинаково сильно и по богатым, и по бедным: упали доходы и стоимость активов - недвижимости и ценных бумаг.
На самом деле это не так.
В первые два года кризиса неравенство в странах ОЭСР резко выросло, причем чем хуже была ситуация в экономике, тем большим становился разрыв между богатыми и бедными.
В среднем с 2007 года по 2010 год рыночный доход домохозяйств снижался на 2% в год, подсчитали в ОЭСР, но бедные становились беднее гораздо быстрее.
От безработицы в наибольшей степени пострадали Исландия, Греция, Эстония, Мексика, Испания и Ирландия. В них рыночных доходы домохозяйств из-за этого фактора падали на 5% и более.
Доходы самозанятых значительно сократились в Мексике, Греции, Ирландии и Японии. Домохозяйства Исландии и Ирландии также пострадали от снижения доходов от капитала, но в меньшей степени.
При этом есть в ОЭСР страны, которые испытали рост доходов, например, Польша и Чили, в меньшей степени - Словакия, Германия и Австрия.
Рыночные доходы в странах ОЭСР из-за кризиса упали
Неравенство стало лишь сильнее
Однако бремя последствий кризиса распределилось не очень справедливо.
В первую половину кризиса неравенство по доходам значительно выросло. Неравенство измеряют с помощью коэффициента Джинни (0 - равное распределение доходов, 1 - все сосредоточено в руках одного человека). С 2007 года по 2010 год коэффициент вырос на 1,3 процентного пункта.
До этого неравенство по доходам в странах ОЭСР росло три десятилетия подряд. После кризиса эта тенденция лишь продолжилась.
Если рассматривать 18 старых стран ОЭСР, данные для которых доступны в течение длительного периода, то в последние три года неравенство по рыночному доходу выросло в них сильнее, чем за 12 лет до этого. В 19 странах ОЭСР неравенство за 2007-2010 годы выросло на 1 процентный пункт.
Особенно сильно неравенство возросло в странах, которые испытали существенное снижение среднего рыночного дохода, например, в Ирландии, Испании, Эстонии, Венгрии, Японии и Греции, а также во Франции и Словении. Неравенство по рыночному доходу снизилось в Польше и Нидерландах.
После кризиса неравенство по доходам выросло
Трансферты и налоги сгладили шок
Располагаемый доход - то, что люди могут потратить - снизился меньше, чем рыночные доходы. Компенсировать эффект помогло снижение государственных трансфертов и личных налогов. Многие люди во время рецессии стали активно брать пособия по безработице или другие социальные пособия.
В 2008-2009 годах несколько стран ОЭСР предложили пакеты по бюджетному стимулированию спроса. Это также удерживало доходы от падения.
C 2007 года по 2010 год все страны ОЭСР увеличили свои государственные трансферты. Единственным исключением стала Турция.
Чем больше страна страдала от кризиса, тем больше влияли на рост располагаемых доходов трансферты. В Ирландии, Новой Зеландии и Эстонии они выросли так сильно, что если бы остальные источники доходов не снижались, то доходы домохозяйств увеличились бы на 2% в год.
Государственные трансферты заметно выросли в Словакии, одной из немногих стран, где средние доходы населения продолжали расти в 2007-2010 годах.
Во время кризисов доходы правительств обычно сокращаются. Значит, большого падения располагаемого дохода домохозяйств удалось избежать за счет меньших налогов. Это произошло в Новой Зеландии, Исландии, Греции и Испании. В Ирландии, Нидерландах и Норвегии налоги росли по мере падения доходов.
Налоги и госрасходы компенсировали падение доходов населения
Налоги и трансферты помогли также сдержать рост неравенства по доходам, если учитывать именно "располагаемый доход". В 2007-2010 годах коэффициент Джинни для располагаемого дохода был стабилен для всех стран ОЭСР.
Изменения выше 0,2 процентного пункта были зафиксированы в десяти странах. Неравенство по располагаемому доходу упало в Исландии, Португалии, Новой Зеландии и Польше, а выросло в Испании, Словакии и Швеции.
В Израиле коэффициент Джинни для располагаемого дохода вырос больше, чем для рыночного, а в Чехии и Польше упал сильнее. Правительства уже не смогут с помощью лишь налогов и трансфертов контролировать рост неравенства.
Неравенство по доходам повысилось в Испании, где коэффициент Джинни вырос с 0,31 до 0,34. В пережившей кризис стране неравенство, на самом деле, снижается. Это же происходит в Португалии и Новой Зеландии.
Страны различаются по уровню неравенства
Разница между странами ОЭСР по уровню неравенства значительная. В Исландии коэффициент Джинни - 0,25, в Чили и Мексике - в два раза выше.
Самый низкий уровень неравенства по располагаемому доходу - среди стран Северной и Центральной Европы. Самые высокие уровни - в Израиле, США, Чили, Мексике и Турции.
Соотношение между средними доходами 10% самого бедного и самого богатого населения составляет десять к одному в среднем для ОЭСР. Для Дании, например, это соотношение пять к одному, а для Мексики - 29 к одному.
Между странами ОЭСР огромная разрыв
В целом 10% самых бедных потеряли больше от рецессии и кризиса и приобрели меньше от последующего восстановления экономики, чем богатые 10%.
Средний располагаемый доход 10% самых богатых в 2010 году мало изменился по сравнению с 2007 годом, а вот доход 10% самых бедных жителей стран ОЭСР снизился на 2%. Особенно заметны эти тенденции для Испании и Италии.
На 5% в год доходы самых бедных 10% домохозяйств падали в Мексике, Исландии, Греции, Ирландии и Эстонии. Исключением стали лишь Австралия и Португалия, где доходы самых бедных 10% выросли больше, чем богатых.
Бедные показывают худшие результаты
Уровень бедности, то есть доля населения, получающая доходы ниже медианного дохода для данной страны, в ОЭСР составляет 11%. В Дании и Чехии всего 6% бедных, а в Турции, Чили, Мексике и Израиле - 18-21%.
Причем во многих странах уровень бедности за последние два десятилетия вырос. Правда, кризис на уровень бедности повлиял мало.
Уровень бедности за 20 лет сильно вырос
Оригінал публікації: ОЭСР: богатые выиграли от кризиса, неравенство растет