Кому загасять сигарету
Табачный рынок привык к плохим новостям. Он постоянно подвергается все более жесткому регулированию, запретам и ограничениям.
Нынешний год не стал исключением - у рынка сигарет опять новые правила. Однако на этот раз нововведения огорчат не всех.
Новая система взимания акцизов ударит, прежде всего, по табачникам, делающим ставку на недорогие сигареты.
А вот компании, специализирующиеся на премиальном табаке, получат некоторые послабления.
Основные же потери понесет потребитель, которому придется выбирать между дешевым товаром, контрабандной и контрафактной продукцией.
Как известно, в конце декабря президент подписал законопроект №10687, который предполагает изменения структуры акцизного налога. Документ усиливает специфический компонент акциза и снижает адвалорный.
Разница между ними в том, что специфический компонент взимается как фиксированная сумма с каждой проданной пачки сигарет, а адвалорный является аналогом налога с оборота - он рассчитывается от стоимости пачки и добавляется к цене продажи.
Перевод всех табачников на "специфическое" налогообложение сыграл на руку компаниям, которые производят дорогие сигареты с фильтром.
В сигаретах премиальных сегментов дороже 10,3 грн доля акциза в стоимости уменьшится. И наоборот: для продукции доступного ценового сегмента, обычно это сигареты без фильтра, - возрастет.
К примеру, для ТМ "Прима" (Imperial Tobacco) доля налогов в стоимости пачки сигарет ранее составляла 69%, а теперь она возросла до 72%. Тогда как для ТМ Sobranie (JTI) доля налогов в цене пачки упала с 45% до 39%.
Доля налога в стоимости пачки сигарет
Бренд, компания |
Розничная цена до 1 января 2013 года, грн |
До 1 января 2013 года, % |
Розничная цена в соответствии с проектом закона №11284-11285, грн |
С 1 января 2013 года, % |
Прима, Imperial Tobacco |
7 |
69 |
7,9 |
72 |
Sobranie, JTI |
30 |
45 |
26,56 |
39 |
Прилуки, ВАТ |
7,5 |
67 |
8,28 |
69 |
Marlboro, Philip Morris |
13 |
55 |
12,43 |
53 |
Источник: участники рынка
От изменения принципа взимания акциза выиграли крупные кампании - Philip Morris и JTI. Значит, лоббировать закон №10687 могли именно они.
Безоговорочным лидером высокодоходных сегментов "премиум" и "субпремиум" является Philip Morris. Сегмент "премиум" занимает на рынке 16%, из которых у Philip Morris 57,5%. А в сегменте "субпремиум" - 22,8% рынка - она имеет 33,5%.
Однако и в доступных сегментах у этой компании сильные позиции: из 61,2% доля PM составляет 26,2%.
Как отмечают в "Филип Моррис Украина", по итогам розничного аудита, проведенного фирмой "АС Нильсен Юкрейн" в декабре 2012 года, лидером доступного сегмента стала ТМ Bond Street - самая крупная ТМ в портфеле PM.
"Также в 2012 году "Филип Моррис Украина" запустила марки "Оптима класична" и "Оптима сучасна" в сегменте сигарет без фильтра и к декабрю завоевала 14,5% этого сегмента", - говорит менеджер по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью "Филип Моррис Украина" Олеся Оленицкая.
Перевес в сторону дорогой продукции наблюдается и у JTI - доля компании в высокоценовом сегменте составляет почти 60%.
Понятно, что у компаний, которые делают ставку на более дешевые сигареты, проблем прибавится. В частности, общая доля рынка сегментов до 10,3 грн - "средний", "нижний" и "без фильтра" - составляет 61,2%.
Из них более половины составляет продукция компании Imperial Tobacco - 32,1%, тогда как в классе "премиум" у нее лишь 12,2%, а в высокоценовом - 1,7%.
Оценочные доли рынка сигарет без фильтра на рынке Украины, %
Транснациональные зарубежные компании |
64,8 |
ДП "Табачная фабрика "Хамадей" |
35,1 |
Феодосийская табачная фабрика |
0,1 |
Источник: Pro-Consulting
Доля скандального предприятия "Хамадея" в целом по легальному рынку - чуть более 1%. А вот в сегменте безфильтровых сигарет (6,4% рынка), по данным аналитической компании Pro-Consulting, оно занимает 35% рынка.
Доли рынка и компаний по сегментам, ноябрь 2012 года, %
Доля сегмента на рынке, % |
Сегмент |
К ноябрю 2011 года, п. п. |
Philip Morris |
ВАТ |
Imperial Tobacco |
JTI |
16 |
Премиум, 12 грн и выше |
+ 1,1 |
57,5 |
27,6 |
12,2 |
2,5 |
22,8 |
Субпремиум, 10-12 грн |
-1 |
33,5 |
2,9 |
1,7 |
58 |
27,1 |
Средний, 8-10 грн |
+0,4 |
26,2 |
19,8 |
32,1 |
16,6 |
27,7 |
Нижний, до 8 грн |
-0,4 |
||||
6,4 |
Без фильтра, 3,5-8 грн |
-0,1 |
Источник: участники рынка, AC Nielsen
Налоговые тяготы все чаще ложатся бременем на кошельки потребителей. Этот раз - не исключение.
Как отмечает финансовый директор Imperial Tobacco в Украине Владимир Антипенко, после повышения акцизов цены на сигареты низкого ценового сегмента выросли на 10-15% - в среднем на 1 грн за пачку, а более дорогие сигареты подорожали на 50 коп.
Директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут видит ситуацию иначе. В то время как цены на сигареты среднего и высокого ценовых сегментов постепенно повышались в течение последних двух лет - на 5% в год, цены на дешевые бренды оставались неизменными или даже снижались.
К примеру, если "Прима люкс" в мае стоила 8 грн, то в июне ее цена упала до 6,5 грн. В результате, по прогнозам на 2012 год средняя цена пачки сигарет должна была составить 8,3 грн, а составила 8,09 грн.
Можно предположить, что новая система взимания акцизов позволит увеличить бюджетные поступления. Однако производители отмечают другой важный, по их мнению, итог новации: удорожание низкоценового сегмента ударит по потребителям с небольшим доходом и приведет к дальнейшей тенизации рынка.
Как заявляет директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине Юрий Кишко, рост налоговой нагрузки на дешевые сигареты и ее снижение для дорогих сигарет привели к тому, что уже исчезло легальное предложение на сигареты в сегменте от 4 до 7 грн.
Кроме того, если в других сегментах потребитель может перейти на более дешевое предложение, то курильщику нижнего и безфильтрового сегментов остается только контрафакт (подделки) или контрабанда.
Фото preemnik2008.net |
Теневая сфера наверняка готова к новым условиям. По словам Кишко, в 2012 году на внутреннем рынке росли доли и контрабандной, и контрафактной продукции. "Такого уровня контрафакта на рынке еще не было", - подчеркнул он.
По данным TNS Ukraine потребление контрабандной продукции в стране увеличилось с 4,2% в октябре 2011 года до 4,4% в октябре 2012 года. Помимо этого, по оценкам экспертов Imperial Tobacco в Украине, доля контрафактной продукции на рынке составила как минимум 1%.
По данным JTI, в 2012 году более 4% украинских курильщиков потребляли нелегальную табачную продукцию. Этот показатель растет с 2008 года, когда уровень потребления контрабандных и контрафактных сигарет был близок к нулю. Эти данные подтверждает Государственная таможенная служба.
Кроме того, появилось понятие "контрабанда контрафакта": в Украину везут сигареты, нелегально произведенные в другой стране.
Оценивать перераспределение долей игроков на рынке, которое может произойти в 2013 году, еще рано - о своих новых ценах объявили не все компании.
"Говорить о влиянии закона на табачный рынок и показатели компаний-участниц пока преждевременно, ведь новые ставки акциза вступили в силу всего несколько недель назад, 4 января 2013 года", - отмечает менеджер по коммуникативным вопросам "Бритиш американ тобакко Украина" Елена Тищенко-Тишковец.
Тем не менее, если у производителей сигарет с акцентом на премиальность Philip Morris и JTI появились дополнительные преимущества, то цель для Imperial Tobacco - хотя бы сохранить позиции компании на нынешнем уровне.