Росія: моли процвітають завдяки середньому класу

Росія: моли процвітають завдяки середньому класу

Четвер, 10 січня 2013, 12:12 -
Вигляд довгих стелажів, забитих до самого верху продуктами, гріє душу російських жінок, яким ще два десятиліття тому доводилося годувати дітей морською капустою і порошковим молоком. (Рос.)

Покупатели, которым недостаточно 250 магазинов, могут отправиться на каток, посмотреть кино или даже прокатиться на карусели - и все это под одной крышей.

И хотя это очень похоже на Mall of America, этот торгово-развлекательный центр находится сразу за Московской кольцевой автодорогой, а не в Миннеаполисе.

"Мне кажется, я попал в Диснейленд", - сказал Вартан Саркисов, покупатель с пакетом из магазина Adidas, прогуливаясь по моллу "Белая дача".

Сегодня Россия известна уже не своими очередями за хлебом, а моллами. Сейчас это процветающий бизнес, который привлекает инвестиции из государственных инвестиционных фондов и банков с Уолл-Стрит.

Реклама:

Год назад компания Morgan Stanley вложила 1,1 миллиарда долларов в строительство молла в Санкт-Петербурге.

Молл "Вегас" был построен на окраине Москвы на участке земли, где прежде выращивались огурцы. По словам его владельцев, он обогнал по своей площади Mall of America, если не принимать в расчет парк развлечений площадью в 28 тыс кв м, который относится к территории американского молла.

Другой молл, расположенный на МКАД, одержал победу иного рода: в 2007 году торгово-развлекательный центр "Мега теплый стан" посетили 57 млн человек, что намного превышает ежегодное число посетителей Mall of America - 40 млн.

В то время как американские моллы постепенно стареют и сокращают число вакансий, российские ТРЦ вступают в возраст расцвета, подпитываемые нефтяным экспортом, который позволяет повышать россиянам зарплаты.

"В России снова наступил 1982 год", - сказал Ли Тимминс, представитель Hines, техасской группы компаний по торговле недвижимостью, которая открывает три молла в России. Тимминс имеет в виду период расцвета американских торгово-развлекательных центров. По его словам, россияне очень любят моллы.

Фото nytimes.com

Расцвет моллов иллюстрирует важную тенденцию в российской экономике.

Рост числа посетителей моллов и пристальное внимание к ним со стороны банков с Уолл-стрит показывают, что средний класс, который вышел на акции протеста против Владимира Путина в Москве зимой 2012 года, превращается в мощную силу как в сфере политики, так и в сфере бизнеса.

Инвесторы, которые, вкладывая свои деньги, становятся лидерами новых течений, не хотят дожидаться нового раунда протестов: они уже делают ставку на формирование многочисленного класса состоятельных людей в России.

За последние десять лет Россия стала страной среднего класса, полагает Чарльз Слейтер, торговый аналитик Cushman & Wakefield - коммерческой консалтинговой компании в сфере недвижимости.

"Что может быть лучше, чем целый день в закрытом, теплом помещении, где вам предлагают самые разнообразные услуги: боулинг, кинотеатры, ресторанные дворики - вещи, которых у вас никогда не было в прошлом"? - спрашивает он.

По данным Международного совета по торговым центрам, нью-йоркской торговой ассоциации, в Москве сейчас насчитывается 82 молла, включая два молла, которые входят в список крупнейших в Европе.

Оба они принадлежат Ikea Shopping Centers Russia, филиалу шведской мебельной компании, которая владеет 14 торговыми центрами в Москве.

Фото livejournal.com

Однако для России моллы - это новшество: первый торгово-развлекательный центр в западном стиле открылся в 2000 году. Сейчас они меняют владельцев. Создатели этих объектов продают их институциональным инвесторам, таким как Morgan Stanley, впервые проливая свет на их баснословную стоимость.

В основе привлекательности моллов для инвесторов - рост доходов россиян, которому способствует политика, ориентированная на средний класс. По крайней мере, пока его протесты против Путина снова не начнут набирать обороты.

В России действует фиксированный подоходный налог, который составляет 13%. Большинство россиян являются собственниками жилья - наследие приватизации в постсоветский период, поэтому им не нужно платить арендную плату. Кроме того, в России существует государственная система здравоохранения.

Поэтому неудивительно, что россияне превращаются в шопоголиков. Они тратят до 60% своих доходов на розничные покупки. В эту категорию входят и продукты питания, отмечает консалтинговая фирма Jones Lang LaSalle.

На втором месте после России стоит Швеция, где на розничные покупки люди тратят 40% доходов. Немцы тратят на магазины всего 28% своей зарплаты.

Моллы, окончательно раскрывшие и выставившие напоказ секреты западного капитализма - с кафе быстрого питания, магазинами одежды, катками, центрами электроники и бытовой техники, буквально загипнотизировали российских покупателей, точно так же, как это было в США в 1960-1980-е годы.

Фото blogspot.com

55-летняя Ольга Зайцева, которая приехала в торговый центр "Мега белая дача" со своей внучкой Анастасией, рассказала, что она бывает там каждые выходные: "Тут хорошая игровая зона для детей. В такой холод трудно гулять на улице".

По ее словам, теперь во время походов по магазинам она покупает вещи, которые ей нравятся, а не те, которые ей нужны.

Вскоре в России появится еще больше моллов. Автор эссе Джоан Дидион, писавшая о моллах, когда они впервые появились в Южной Калифорнии в 1960-х годах, однажды заметила, что они были "пирамидами для времени расцвета". Это были своего рода города, "где люди не живут, а потребляют".

Неудивительно, что российский мегамолл отличается от идеализированной городской среды, которую предпочитают американцы. Это объясняется итогами тщательного анализа потребительского поведения и предпочтений россиян.

В большинстве российских моллов роль якорного магазина выполняет гигантский продуктовый магазин, а не вещевые отделы. Россияне до сих пор прикладывают массу усилий, чтобы найти хороший продуктовый магазин рядом с домом.

Поэтому вид длинных стеллажей, забитых до самого верха продуктами, радует душу российских женщин, которым еще два десятилетия назад приходилось кормить детей консервированной морской капустой и порошковым молоком.

Фото livejournal.com 

Москва, ставшая новой столицей моллов, по их совокупной площади, которая составляет 3 млн кв м, обгоняет все крупные города Европы. И как будто в доказательство того, что Москва уже давно оставила в прошлом период лишений, недавно она побила еще несколько рекордов мира торговых центров.

С 2007 года по 2010 год "Мега белая дача" была самым большим моллом в России, пока ее не обошел "Вегас". Общая площадь последнего - 390 тыс кв м - больше, чем Mall of America, если не считать парк развлечений.

"Это огромный мир с множеством людей. Замечательно, что в России тоже строят такие центры", - отметил представитель Mall of America Дэн Джаспер.

Более того, сейчас готовится к открытию еще один рекордсмен. Площадь "Авиа парка" на северо-западе Москвы составит 465 тыс кв м, включая крытую парковку, что сделает его крупнейшим моллом в мире за пределами Азии. Таким образом, этот рынок активно развивается.

Сейчас компания Morgan Stanley ведет переговоры о покупке еще одного молла в Москве, "Метрополиса", за 1,2 млрд долл, сообщил один из профессионалов в сфере недвижимости на условиях анонимности. Продавцом является компания Capital Partners, казахский застройщик, который открыл этот молл в 2009 году.

Очевидно, российские моллы движутся по уже знакомому курсу. Хотя некоторые американские торговые центры продолжают процветать спустя десятилетия после своего открытия, многие моллы в США уже успели пройти путь от успеха к упадку. Однако российским моллам это пока не грозит.

Фото nytimes.com 

Компания Hines, которая построила один из первых мегамоллов в США - Galleria в Хьюстоне - сделала ставку на аутлет-моллы: одну из категорий пространства, которая поставила под угрозу классическую модель моллов с якорными магазинами. Этому способствовали уличные стрип-моллы и гипермаркеты.

Для владельцев традиционных моллов это зловещий знак. Компания Hines открыла торговый центр недалеко от молла "Мега белая дача" на территории того же бывшего колхоза, позаимствовав его название и, как она надеется, часть его покупателей. Он называется "Outlet Village белая дача".

В день открытия было так холодно, что некоторые посетители аутлет-молла прикрывали варежками лицо и, выдыхая клубы пара и притопывая ногами, поглядывали на окна магазина.

Дмитрий Разжевайкин, менеджер объекта с докторской степенью по экономике, напряженно наблюдал за ситуацией, помня о величине ставки на этот эксперимент: это была "первая настоящая проверка уличной торговли в России".

В сфере розничной торговли Россия вполне может достичь уровня США 1990-х годов. Сейчас в США насчитывается 685 суперрегиональных моллов класса А - крупномасштабных моллов, которые переживают эпоху расцвета в России. Но там также есть 65 840 стрип-моллов.

Оригінал публікації: Malls Blossom in Russia, With a Middle Class

Переклад російською: ИноСМИ

Реклама: