Чи стане Пенсійний фонд бездефіцитним
Президент Виктор Янукович без объяснений уволил главу Пенсионного фонда Бориса Зайчука.
В 2009 году его после долгих лет на этом посту отправили в почетную ссылку в Хорватию. Теперь же Зайчук станет лицом Украины в Чехии.
Большинство пенсионеров не в курсе, что этот человек бессменно ежемесячно выплачивал им пенсию с далекого 1996 года.
То есть он пришел во власть одновременно с премьером Николаем Азаровым и экс-президентом Виктором Ющенко. В системе исполнительной власти Зайчук не нуждался в особом представлении, и уход чиновника стал настоящим событием.
Борис Зайчук еще в 1993 году стал заместителем главы правления фонда. С января 1996 года по январь 2008 года он глава правления ПФ. В 2008-2010 годах - небольшой перерыв, который он переждал на должностях заместителя секретаря Совета национальной безопасности и посла Украины в Хорватии.
С марта 2010 года Зайчук вновь возглавил Пенсионный фонд.
Зайчук - классический исполнитель, безмолвно выполняющий волю старших по службе и предпочитающий промолчать, когда его точка зрения отличается от мнения начальника. Мало кто знал о взглядах Зайчука. Он всегда был лоялен к власти.
Отчасти Зайчук и есть производное Пенсионного фонда, а фонд - производное личности Зайчука: структура непубличная, бюрократическая. Техническая касса, обслуживающая украинских пенсионеров.
Зайчук обладал информацией не только о самых бедных пожилых гражданах. Он также знал, кто из бывших и действующих президентов, премьеров и депутатов получает самые высокие пенсии.
Зайчук непубличный и аккуратный в высказываниях. За время пребывания в Пенсионном фонде он не дал ни одного откровенного интервью, а в канун увольнения успел официально отказать в этом и ЭП.
Отчасти это обусловлено воспитанием. Мало кто знает: у Бориса Зайчука есть брат-близнец Валентин - еще одна легендарная личность, руководитель Аппарата Верховной рады с 2002 года!
Его подпись стоит под ключевыми документами парламента, но мало кто знает его в лицо: Валентин Александрович - такой же непубличный, но преданный службе чиновник.
Оба брата не демонстрировали личных амбиций, но при этом умудрялись годами занимать далеко не последние должности во власти.
Интриги в его отставке особо нет. 63-летний Зайчук - чиновник пенсионного возраста, и его уход из ПФ был прогнозируемым.
Фото zn.ua |
Продлевать ему работу в таком возрасте запрещал закон: предел - 62 года, тогда как на дипломатической службе можно еще поработать. Кстати, такая же проблема и у Николая Азарова - премьеру скоро 65 лет.
В канун отставки глава администрации президента Сергей Левочкин направил пакет документов на согласование кандидатуры Зайчука на должность посла в Чехии вместо Ивана Грицака, который проработал на этом посту более трех лет.
Чешские власти кандидатуру согласовали, а премьер Азаров, по информации ЭП, попросил Зайчука повременить с отставкой до завершения выборов, чтобы не нервировать систему соцстрахования и клиентов Пенсионного фонда - электорат Партии регионов.
Так и произошло. Вместе с указом об отставке президент назначил Зайчука послом в Чехии, по иронии судьбы - в стране-прибежище для политических беженцев из Украины. К примеру, там живут и работают экс-министр экономики Богдан Данилишин и супруг Юлии Тимошенко Александр.
Эффект в копейках
Зайчук так и не смог решить ключевую проблему ПФ: системный дефицит бюджета. Да и очевидно, что это задача не его уровня. Если Верховная рада и президент постоянно вгоняют фонд в убыточное состояние все новыми повышениями пенсий, остается только наблюдать, как огромная машина летит в пропасть банкротства.
Другое дело, что об этом можно было хотя бы говорить. Да, пришлось бы попрощаться с теплой должностью, но Зайчук предпочел молчание.
Свой выбор придется сделать следующему главе ПФ. Его назначение зависит от раскладов в правительстве, а их результаты прогнозировать еще рано. Пока же эксперты подсчитывают экономический эффект от печально известной "пенсионной реформы". В частности - от увеличения пенсионного возраста для женщин.
В Украине существует сложная и обременительная система социального обеспечения. Численность работающих граждан уже равна численности пенсионеров - 13,6 млн человек. Это значит, что каждый работающий из своих налогов и сборов финансирует пенсию одному пенсионеру.
Джерело: Держстат
Со временем проблема усугубится - население страны ускоренно стареет. Пик нагрузки на одного работающего в Украине еще предстоит.
Чтобы решить проблему дефицита Пенсионного фонда, необходимо, прежде всего, перестать повышать пенсии в канун каждых выборов.
Это напоминает парадоксальную ситуацию, когда одной рукой врач лечит больного, а второй наносит ему еще большие увечья. Хотя все понимают, что уменьшение пенсий накануне выборов - сродни фантастике.
Повысить сборы в ПФ в условиях кризиса также нереально, поэтому выбрали путь уменьшения расходов. Вот истинная суть "пенсионной реформы". Пошли по пути повышения пенсионного возраста и страхового стажа. Взять на себя груз проклятий со стороны стариков вызвался "социальный" вице-премьер Сергей Тигипко.
Напомним, год назад вступил в силу закон "О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы". Он предполагает поэтапное - с первого января 2012 года - повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на протяжении десяти лет по шесть месяцев ежегодно.
Формально, повышение пенсионного возраста было одним из требований Международного валютного фонда. Как в случае с ценами на газ для населения, на его выполнение могли бы не пойти, но пошли. Это был один из немногих инструментов, направленных на сокращение дефицита Пенсионного фонда.
Весной 2011 года Тигипко заявил, что дефицит фонда ликвидируют к 2013 году. А уже в октябре он сказал, что фонд станет бездефицитным к 2014 году. Тем временем дефицит ПФ не просто огромный. Он растет как на дрожжах.
В 2011 году называлась цифра 57 млрд грн, сегодня речь идет о 65 млрд грн. За девять месяцев 2012 года отклонение достигло 57,2 млрд грн. Именно столько должен получить фонд из бюджета, чтобы никто не заметил очевидное: банкротство.
Правда, это "грязными" - с учетом трансфертов из бюджета на выплату пенсий отдельным категориям граждан. Но и без них цифры впечатляют. В 2011 году дефицит официально составлял 19,5 млрд грн. В 2012 году он планируется на уровне более 15 млрд грн, но реально наверняка составит большую цифру.
Если убрать негативную общественную составляющую, "пенсионная реформа" никак не сказалась ни на настроениях в обществе, ни на рынке труда, ни на бюджете ПФ.
Фото tsn.ua |
По оценке руководителя Института демографии и социальных исследований Эллы Либановой, экономический эффект от повышения пенсионного возраста оказался минимальным и коснулся небольшой группы украинцев - около 150 тыс человек.
"Выбрали мягкий вариант, а не такой радикальный, как в Грузии, когда пенсионный возраст повысили за ночь. Нельзя было допустить дисбаланса на рынке труда - тотальная безработица среди пожилых людей ничем не лучше. Учитывали и напряженность с рабочими местами в монофункциональных городах и в селе", - говорит она.
Экономический эффект от повышения пенсионного возраста - несколько сотен миллионов гривен, подсчитал эксперт Центра имени Разумкова Павел Розенко. "Раздразнили людей, повысили пенсионный возраст и пенсионный стаж, однако от этого проблемы Пенсионного фонда не решены", - констатирует он.
В Министерстве социальной политики не удивлены такому результату и рассчитывают, что пенсионная реформа будет производить кумулятивный эффект.
Пенсионный возраст для женщин повышается плавно, как и минимальный трудовой стаж и выслуга лет. Соответственно, в каждый год эти ухудшения затронут небольшое число людей - десятки тысяч человек. Однако с каждым годом этих людей будет все больше и больше, а экономия все заметнее, отмечают в ведомстве.
Если в 2012 году фонд "сэкономит" на женщинах, работающих и военных пенсионерах около 2 млрд грн, то через десять лет сумма экономии составит 10% бюджета фонда или больше 20 млрд грн в нынешних ценах. Население Украины продолжает стареть и постепенно подпадать под действие "пенсионной реформы".
Секреты Зайчука
Не лучше обстоит ситуация и с расходами. В 2012 году так и не был принят закон, ограничивающий выплаты специальных пенсий. Его принятие было заблокировано масштабными протестами "чернобыльцев" и шахтеров. Однако правительство не отказалось от этой идеи. Очевидно, к ней вернутся сейчас, после выборов.
Этот закон отменяет все пенсии, назначенные по решению суда, а из действующих законов изымаются все нормы о повышающих коэффициентах для дюжины категорий специальных пенсионеров. После принятия этого закона в Украине больше не будет социальных спецпенсионеров - "чернобыльцев", шахтеров, ученых.
Все трудящиеся будут делиться на две неравные категории.
Первая - получатели трудовой пенсии, которые смогут претендовать на пенсию в размере 40% от средней зарплаты по стране - сейчас это 1 200 грн.
Вторая - несколько сотен тысяч специальных пенсионеров: бывших чиновников, судей, прокуроров, депутатов. Они смогут претендовать на пенсию в размере 80-90% от зарплат, но не больше десяти минимальных пенсий. Сейчас это около 8,5 тыс грн.
Итогом пенсионной реформы правительства Азарова станет формирование двух четко обусловленных категорий получателей пенсий: 13 млн человек трудовых пенсионеров с пенсией 1 200 грн и около миллиона специальных пенсионеров, получающих 4-8,5 тыс грн. В число последних войдет и сам Азаров.
Джерело: Держстат
У многих "специальных" пенсионеров далеко не маленькие пенсии.
Джерело: Держстат
При этом затраты на содержание этих двух категорий пенсионеров будут сопоставимы - по 100 млрд грн в год на каждую категорию. Уже сейчас бюджет ежегодно дотирует Пенсионный фонд на сумму около 40 млрд грн для выплат пенсий спецпенсионерам. В будущем эти цифры будут только расти.
Именно наличие спецпенсионеров не дает возможности создать второй уровень пенсионной системы и постоянно провоцирует дефицит ПФ.
Также мешает повысить пенсии многомиллионная армия граждан, не имеющих достаточного трудового стажа или получавших небольшие зарплаты, которые не позволяют начислить пенсию даже на минимальном уровне.
Значительное число таких пенсионеров - бывшие гастарбайтеры и базарные торговцы. Хотя, конечно, не все такие люди были "бездельниками" с точки зрения Пенсионного фонда. Многие из них имели минимальные официальные доходы из-за распространенной практике выплаты зарплат "налом".
Все эти люди получают доплату к пенсии до уровня минимального пенсионного обеспечения. В 2012 году на эти цели будет потрачено около 20 млрд грн.
Очевидно, что с каждым годом таких пенсионеров будет все больше. Сегодня из 22 млн трудоспособного населения только 13,6 млн платит единый социальный взнос. По экспертным оценкам, около 6 млн человек работают, не платя в Пенсионный фонд, и в будущем будут получателями социальной пенсии.
Сама по себе идея, что солидарная пенсионная система функционирует отдельно от всех прочих налогов, в украинской действительности нереалистична.
"Солидарка" хорошо работала, когда молодежи было больше, чем стариков. Сегодня такова ситуация в Китае и Индии, а когда-то была в СССР. Сейчас ситуация противоположная: каждое следующее поколение менее численное, чем предыдущее.
Получается, что 60 лет - это не предел, и уже через пять-десять лет власть будет вынуждена задуматься об увеличении пенсионного возраста до 65 лет, а в последующем - и до 70 лет, как это уже сделано во многих европейских странах.
Что это означает для Пенсионного фонда? Скорее всего, только одно: все новые годы жизни в состоянии перманентного банкротства.
Уходя на пенсию, Зайчук оставил хронически больную структуру, которая олицетворяет собой всю уродливость социальной системы Украины. Хотя, конечно, это не его вина.