Ігор Уманський: у 2008 році було важче, ніж зараз

Ігор Уманський: у 2008 році було важче, ніж зараз

П'ятниця, 14 жовтня 2011, 18:41 -
Витрати можна скорочувати не тільки за рахунок пенсіонерів. Можна скоротити витрати на держапарат, армію, МВС чи фіскальні органи. У нас 60 тисяч податківців. Це більше, наприклад, ніж армія Франції. (Рос.)

Тільки накренило європейську економіку, як преса почала рясніти заголовками про можливі масові дефолти.

Україна також не лишилася осторонь цієї істерії.

У зоні ризику сьогодні Греція, Португалія, Італія, Іспанія. Поховати їх економіки все одно, що потопити весь Євросоюз. Утім, схоже, що основні донори - Франція та Німеччина – не збираються кидати своїх євролузерів.

У той же час, Україну особливо ніхто рятувати не збирається. МВФ поки не поспішає відновлювати програму фінансування, а Росія невблаганна у питаннях перегляду ціни на газ.

Реклама:

При цьому державний борг України сягає 40% ВВП. У порівнянні з Грецією, де цей показник сягає 300%, це не критично. Проте, чутки про дефолт держави не обминули українців.

Як відомо, в кінці вересня в ЗМІ з'явилася інформація про затримку із виплатами України за своїми зобов'язаннями, що викликало тимчасову паніку на ринках. Однак, в уряді запевнили, що ситуація під контролем.

Зрештою, є й ініші причини для занепокоєння. За останній місяць суттєво зменшилися золотовалютні резерви Національного банку, і населення продовжує активно скуповувати іноземну валюти.

Поряд з цим, очікувати покращення платіжного балансу України не доводиться. За словами експертів, він може тільки погіршитися до кінця року.

На думку екс-міністра фінансів Ігора Уманського, поки що ситуація не найгірша, і системних ризиків для економіки немає, а сама ситуація набагато простіша, ніж у 2008 році.

Колишній член уряду Юлії Тимошенко в програмі "Детектор ринку" на Першому Діловому телеканалі розповів, чи дійсно Україні чекати банкрутства і як це може вплинути на простих українців.

- Как вы считаете, свидетельствует ли ситуация с обездвиживанием счетов Госказначейства о серьезных проблемах с платежеспособностью Украины?

- Ситуация, которую мы наблюдали в конце сентября, действительно подтверждает тот факт, что у Министерства финансов и Госказначейства начались проблемы с обеспечением своих обязательств. Речь идет не только о долгах, а и о текущих обязательствах, в том числе о бюджетной росписи.

Безусловно, сентябрь был очень непростым, и хорошо, что удалось заплатить по сентябрьским долгам. Но это заставляет задуматься над тем, насколько ситуация с госфинансами надежна и под контролем.

- Получается, что речь идет не о кассовом разрыве, а о системной проблеме?

- Насколько я знаю, эта проблема возникла в начале сентября и в последнюю декаду она стала приобретать массовый характер. Неплатежи были по всей системе, по всем обязательствам.

- Минфин знал, что ему надо погашать большой объем облигаций, и под эту идею он задерживал все остальные платежи?

- Как я понимаю, они пытались собрать ликвидность, чтобы 28 сентября осуществить платеж. Проблема в чем? У Минфина не было счета в гривне, и он надеялся, что сможет собрать деньги за третью декаду месяца, но не смог. Он обратился к Нацбанку за помощью, но там отказали.

В Нацбанке отказ объяснили так: "У вас есть больше 2 миллиардов долларов на валютном счету. Поменяйте доллары на гривну и можете без проблем рассчитаться".

Почему это не было сделано вовремя, почему Минфин и Госказначейство допустили панику на рынке? Этот вопрос к профессиональным качествам людей, которые занимались этим погашением.

- За сентябрь золотовалютные резервы уменьшились на 3 миллиарда долларов. Куда эти деньги могли уйти?

- Нацбанк пытается удержать ситуацию и при этом использует достаточно спорные инструменты. За лето регулятор продал больше 3 миллиардов долларов из золотовалютного запаса. То есть это началось еще тогда.

Продавая доллары, НБУ покупал евро, швейцарский франк и другие валюты. Но у нас экономика долларизированная, а валюта США превалирует во всех отношениях, в том числе в планировании.

Сейчас произошла ситуация, когда Нацбанк не сумел, перемещая портфели из одной валюты в другую, удержать золотовалютные запасы и курс на том же уровне.

- Будет ли это продолжаться?

- Проблемы с платежным балансом, как говорят многие эксперты, сейчас очень серьезные. По моим подсчетам, дефицит сведенного платежного баланса до конца 2011 года будет составлять 6-7 миллиардов долларов.

Мы могли бы перекрыть это только за счет финансового счета: это прямые иностранные инвестиции либо заимствования.

Рахунок поточних операцій платіжного балансу, мільйонів гривень

 

Торгівельний баланс, мільярдів гривень

 

- Внешний долг Украины не сокращается. Закрытие "дыры" за счет платежного баланса, в частности финансового счета, решает вопрос в текущем периоде, но долг остается.

- Он не остается, а увеличивается. И увеличивается такими темпами, которых не было никогда.

 

- В Греции подобная ситуация: из года в год старые долги покрывали новыми. Украина за год должна вернуть 53 миллиарда долларов.

- Греция находится в европейской семье, и друзей у нее больше.

- Они очень злые на своего друга.

- Они злые, но им придется мириться с ним. С Украиной ситуация сложнее, и возможностей рефинансировать долги с нашим объемом ВВП, производительностью труда и структурой экономики намного меньше, чем у стран Евросоюза "второго эшелона".

Сейчас у нас нет программы с МВФ: последний транш пришел в конце 2010 года. Без этой программы мы не можем получить ресурс. Соответственно, Мировой банк и ЕБРР не смогут иметь отношений с госсектором, пока нет поддержки МВФ. Это предусматривают их уставные положения.

Рассчитывать на заимствования или приток денег от международных финансовых организаций без программы с МВФ невозможно, и это следствие оценки инвесторов. В платежном балансе одна из серьезнейших статей - это выплата дивидендов по внешним инвестициям, по ней 4,5 миллиарда долларов ушло только за полгода.

- То есть люди не реинвестируют свои деньги, а забирают?

- Они забирают свои деньги, они выходят из ОВГЗ. Чуть больше недели назад подскочили ставки по нашим внешним обязательствам. Если предложения по обязательствам 2012 года котируются на уровне 13,5% годовых, то можно понять отношение инвесторов к Украине.

Выходить в такой ситуации на внешние рынки заимствования тяжело. Почему Минфин не одалживал на внутреннем рынке, сложно сказать. Безусловно, когда ликвидность упала, как в 2008 году, и Национальный банк ее "высушил", ты можешь выходить на рынок, но гривны там нет.

- Украина балансирует на грани дефолта?

- По 2011 году я бы этого не говорил. В 2011 году я не вижу реальных угроз, если не будет каких-то человеческих ошибок. Системных проблем, которые могут привести к невыполнению обязательств, в 2011 году я не вижу.

Обстановка того же 2008 года была значительно тяжелее, чем текущая. Тогда удалось удержать ситуацию.

- Хочет ли работать МВФ с Украиной?

- Непонятная ситуация. Я, например, не видел оценки МВФ по проекту бюджета на 2012 год.

- Может ли их неопределенность быть реакцией на политические события в стране?

- Думаю, фонд в отношении Украины будет переоценивать риски.

 

- Экономические или политические?

- В первую очередь, экономические - макроэкономическую модель, которая заложена в бюджет-2012. Если они эту работу закончат и озвучат свою позицию, то в конце октября переговоры могут активизироваться.

МВФ, скорее всего, предъявит Украине дополнительные условия по экономии государственных затрат.

- Выгодно ли фонду поддерживать Украину?

- Безусловно. У меня слаживается впечатление, что МВФ очень хочет дать Украине деньги, но наша власть делает все, чтобы ничего не делать, поэтому фонд тоже оказывается заложником ситуации.

- С другой стороны, требования МВФ вредят политическому имиджу власти, ведь пенсионная система не добавляет позиций рейтингу. Пойдут ли до конца чиновники в выполнении требований фонда?

- Это вопрос для них. Надо правильно понимать позицию МВФ, у нас ведь любят его демонизировать. Как фонд ведет переговоры? Например, они говорят: "У вас большие затраты и маленькие доходы. Вы сократите затраты, или увеличьте доходы".

Ведь расходы можно сокращать не только за счет пенсионеров. Можно сократить расходы на госаппарат, армию, МВД или фискальные органы. У нас 60 тысяч налоговиков. Это больше, например, чем армия Франции.

- Можно ли изменить экономическую модель Украины так, чтобы у нее не было долгов, и страна работала только в "плюс"?

- Структура экономики Украины и ее внешнеторговой политики - это деформированное и недоразвитое постсоветское наследие. Мы уничтожили все связи по военно-промышленному комплексу. Сейчас мы экспортируем сырьевые товары или продукты питания, и это все.

Импорт - товары народного потребления, оборудование и автомобили. Что нужно делать? Все знают, об этом говорит уже не одно поколение политиков, и все это мы слышим перед выборами. На самом деле, нужно дать возможность бизнесу заниматься бизнесом, но не только на словах.

При этом надо создать эффективные инструменты государственной политики. Что такое, например, фискальная политика? Это перераспределение общественных благ через государственный бюджет.

Оно должно быть направлено на формирование адекватной структуры экономики и решение таких проблем, как уменьшение инфляции, безработицы и обеспечение работы госаппарата.

- Мне кажется, что выполняется только последнее.

- Да, перераспределение благ замыкается на финансировании государственных институтов власти. Все остальное, к сожалению, остается только в благих намерениях.

- Какие факторы могут обострить ситуацию в Украине и приблизить ее к дефолту?

- Надеюсь, этого не произойдет. Мы слишком зависимы от внешних рынков. Тот же экспорт за первое полугодие вырос на 40%, но в этом росте 30% ценового фактора, и только 10% - увеличение реального объема экспорта.

Если внешние рынки будут падать, и спрос на продукцию будет снижаться вместе с ценами, то это будет напоминать ситуацию конца 2008 года.

- Гривна удержится на сегодняшнем уровне?

- Самое неблагодарное занятие - прогнозировать курс.

- Особенно курс, который регулируется.

- Да. Более того, он у нас привязан железными цепями к одному уровню, и изменение соотношений других валют никак на него не влияет. Причина изменения курса в Украине - политико-психологическая. Я бы начал менять, в первую очередь, эту систему.

Почему Нацбанк не начал мягкую постепенную девальвацию гривны еще летом? Ведь резкое ослабление гривны может быть шоковым. В Украине такое часто бывает из-за политики, а когда золотовалютных запасов не хватает, Нацбанк резко отпускает "цепи" и курс падает.

- Что будет с Украиной в случае дефолта?

- Технический дефолт мы уже переживали, когда реструктуризировали долги Парижского и Лондонского клубов в 1990-х годах.

Лучше пройти очищение через дефолт, пересмотреть долговую политику и планы государственных издержек исходя из реальной ситуации, а не заниматься самообманом. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

Дефолт не означает, что кого-то застрелили, Украина перестала существовать или взорвалась атомная бомба. Просто придется садиться за стол переговоров с кредиторами, и нужно будет смириться с тем, что в ближайшие пять лет мы не сможем выйти на внешние рынки заимствования. Так было после реструктуризации 1999 года.

- А как это может отразиться на простых украинцах?

- Если переговоры с кредиторами проходят успешно, то на населении это никак не отразится. Проблемы будут в участников переговоров.

Состав правительства, который будет "расчищать" поле, уйдет в небытие, как в свое время это сделал состав правительства Кириенко в России (нині Сергій Кірієнко - генеральний директор держкорпорації "Росатом". - ЕП).

Розмову вели: Олександр Спасіченко, Петро Шевченко

Реклама: