Тендерная палата Украины проверяет чиновников ®
Сейчас Тендерная палата Украины (ТПУ) похожа на борзую, которую охотник спустил на зайцев. В роли зайцев выступают все, кто попал под «горячую руку» президента ТПУ Александра Ткаченко и Главы Ревизионной комиссии ТПУ Сергея Осыки. Именно с их приходом в эту организацию, всплывают все новые и новые факты злоупотреблений при использовании чиновниками госсредств, выявленные в ходе проверок тех или иных государственных предприятий, ведомств и служб.
В середине прошлого месяца, на совместном заседании съезда и Наблюдательного совета ТПУ было принято решение об избрании Александра Ткаченко президентом вместо Раисы Богатыревой. На заседании также было принято решение, что должность председателя Наблюдательного совета палаты, которую ранее занимал Ткаченко, займет народный депутат V созыва Михаил Мельничук. Первым вице-президентом ТПУ стал академик Юрий Пахомов – советник премьер-министра Украины. А пост Главы ревизионной комиссии сохранил за собой народный депутат V созыва Сергей Осыка. До конца не ясно, почему Раиса Богатырева сложила полномочия почетного президента. Тем более странно ее заявление о том, что попытки реформировать сферу государственных закупок наталкивались на «непонимание» и «сопротивление».
Неужели «крепкий орешек» ТПУ оказался не по зубам Богатыревой? Не та ли это Богатырева, лауреат государственной премии Украины в области науки и техники (1999), заслуженный врач Украины (март 2001), у которой Орден княгини Ольги III степени (август 2002) и Почетная грамота КМ Украины (январь 2003)? Вроде ничего не забыл. Ах да, на сегодняшний день возглавляет фракцию Партии Регионов. Как-то малодушно поступила. Типично женская логика. «Непонимание», «сопротивление» …и в слезы. Неужели ПР отдала должность ПОЧЕТНОГО президента ТПУ за какие-то преференции или грехи? Или Богатырева «сломалась»?
На эту мысль наводит обращение руководства Тендерной палаты в Службу безопасности Украины от 9 июля. В нем говорилось о просьбе обеспечить охрану руководству и членам их семей в связи с возможностью силового воздействия, вызванного тем, что палата предотвратила незаконное использование более 100 млрд. гривен государственных средств, как считают в ТП, для финансирования избирательной кампании.
Зато теперь Тендерная палата Украины - образец борьбы с нечистыми на руку чиновниками. Бонусы для ТПУ Ткаченко и Осыка исправно зарабатывают.
Кроме того, «лицензию» на отлов коррупционеров ТПУ получила из рук Президента и СНБО. Указом Президента «О мероприятиях относительно повышения эффективности системы закупки товаров, работ и услуг за государственные средства» от 12.07.2007 № 642/2007 введено в действие решение СНБО, которым Тендерной палате поручено провести проверку заказчиков торгов на предмет соблюдения законодательства при использовании госсредств в 2007 году, а о ее результатах до 1 октября доложить Президенту и СНБО. Как сообщает сама Тендерная палата, она во исполнение Указа уже начала проверки, о чем официально объявила всем. Мол, держитесь…
Одной из первых общественные контролеры вывели «на чистую воду» самую космическую в целой галактике горадминистрацию. Тендерная палата нашла у киевских чиновников нарушений почти на 1 миллиард гривен. В частности, ТПУ подозревает подопечных Черновецкого в получении "откатов", взяточничестве и направлении средств налогоплательщиков города в теневые схемы.
Поразительно, но в «оптический прицел» ТПУ попала структура, которая сама должна проверять всех и вся. Так, Тендерная палата заявила о необоснованном перечислении рядом государственных предприятий 1,83 млн. гривен аудиторской фирме жены председателя Главного контрольно-ревизионного управления Петра Андреева «Капитал групп». По данным, государственная компания «Хлеб Украины» перечислила этой фирме 616 тысяч гривен в 2005-2007 годах, госпредприятие Конотопский Авиаремонтный завод «Авиакон» - 463,9 тыс. грн. в 2006-2007, государственная холдинговая компания «Артем» - 327 тыс. грн. в 2006 году.
Средства данной аудиторской компании также перечисляли следующие госпредприятия: «Укрнефть», Днепровская ГАЭС, Укроборонсервис и Укрхимтрансаммиак. Что самое интересное, предприятия должны были перечислять деньги «Капитал групп» именно после проверок ГлавКРУ. Примечательно, что сам Андреев в свое время высказывался в поддержку принятых Верховной Радой изменений закона о госзакупках, из-под сферы действия которых выводились госпредприятия (кроме использования бюджетных средств).
Пока ГлавКРУ разбирается с обвинениями ТПУ, последняя не устает устанавливать грубые нарушения. На этот раз в Министерстве обороны. При осуществлении некоторыми структурными подразделениями Минобороны процедур госзакупок на протяжении 2006 года, первого полугодия 2007 выявлено «огрехов» на общую сумму 96 млн. грн.
Наиболее распространенными нарушениями являлись проведение закупок при наличии всего одного участника, заблаговременное определение победителя торгов и отображение в тендерной документации противоречащих требований к предмету закупки. Имеют место нарушения при подписании договоров. В частности, договора подписываются с участниками, которые предоставили пропозиции, не соответствующие требованиям документации на проведение тендера. ТПУ исследовала две процедуры на сумму свыше 16 млн. грн., и установила нарушения на эту же сумму, поскольку не было отклонено пропозиции, которые противоречили документации. Предправления Тендерной палаты обратился к министру обороны Анатолию Гриценко с призывом навести порядок в системе госзакупок в министерстве и привлечь виновных к ответственности.
Пока Минобороны никак не отреагировало на обращение, но и громких заявлений, о разбирательстве в суде, тоже пока нет.
Следующими «стратегически важными объектами» стали подразделения Государственной службы автомобильных дорог Украины (Укравтодор) и Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины «Укрзалізниця». В первой, прибегли к нарушениям законодательства в сфере госзакупок при проведении процедур закупок в 2005-2006 годах и первом полугодии 2007 года на сумму 2 млрд. гривен. У вторых, в первом полугодии 2007 на сумму 467,78 млн. гривен. Оба госпредприятия, так сложилось исторически, погрязли в коррупции. Спросите любого чиновника, где больше всего отмывается бюджетных средств, и вам тут же назовут «Укравтодор» и «Укрзалізниця».
Например, было установлено, что у Службы автомобильных дорог (САД) Севастополя нарушения были при закупках в размере 55 млн. гривен, а у САД Львовской области, с нарушением прошли тендеры на 27 млн. гривен. Причем количество нарушений в САДах растет и растет. Придумываются попытки и незаконные схемы отмывания государственных средств.
Среди самых распространенных нарушений, определение победителя тендера предварительно (тендерные процедуры в таком случае носили формальный характер); лоббирование и продвижение «своих» участников; заключение договоров на условиях, отличающихся от указанных в тендерной документации. Примером нарушения бюджетного нормативного законодательства является частое заключение договоров, которые предусматривают 100% предварительную оплату на выполнение работ. Закон это запрещает. Выходит, что государственные предприятия за государственные средства кредитуют исполнителей. Кроме того, в тендерах участвуют связанные между собой лица.
Коррупционным лидером же выступила «Укрзалізниця» с ее подразделениями. Тендерная палата выявила нарушения законодательства о закупках за государственные средства на протяжении первого полугодия 2007 года и направила 52 иска в суд. В том числе: по ГП Приднепровская железная дорога - 6 исков; по ГП Донецкая железная дорога - 7 исков; по ГП Одесская железная дорога - 2 иска; по Юго-Западной железной дороге - 32 иска; по Львовской железной дороге - 5 исков.
В течение первого полугодия «Укрзалізниця» и ее структурные подразделения провели 247 процедур на общую сумму закупок 617,17 млн. гривен. Исследовав 98 процедур государственных закупок, проведенных «Укрзалізницею» и ее подразделениями, было выявлено, что из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны руководства «Укрзалізниці» нарушаются требования закона о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства. Так, значительную часть нарушений составляют тендеры по высоким ценам, а также - фиктивные тендеры, то есть формальный подход к проведению процедур закупок.
Как результат, финансовые ресурсы используются не только вопреки действующему законодательству, но и неэффективно и нерационально, что, в свою очередь, приводит к лишним и безосновательным расходам государственных средств.
Конечно, работа ТПУ была проведена колоссальная. Список, предоставленный выше, далеко не весь. В ближайшем будущем ТПУ намерена проверить Государственную службу специальной связи и защиты информации, а также ряд других структур. Так что компромата у Палаты, которая проверяет всех и вся, не взирая на «высокопоставленность ревизуемых лиц», будет «завались».
Такая жесткая позиция Тендерной палаты вынуждает проверяемых попросту «отгавкиватся», в стиле «сам дурак». Или же банально заявлять о политической подоплеке таких утверждений. Таким образом, в ответ на общественного контролера было вылито тонны чернушной PR-грязи. Однако, это только подзадоривает ТПУ к новым антикоррупционным свершениям.
По материалам информационно-аналитического интернет-издания «Олигарх.net», Виктор Паладинов
http://www.oligarh.net/?/themeofday/25397/
Материал публикуется на правах рекламы