Руководители крупнейших компаний мира уверены в перспективах роста бизнеса в посткризисный период и быстром восстановлении развивающихся экономик

Середа, 27 січня 2010 —
• 81% руководителей уверены в росте доходов в ближайшие 12 месяцев
• Почти 40% руководителей планируют нанимать персонал в 2010 году

Давос, Швейцария – 27 января 2010 г. – Данные, полученные в результате 13-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира (13th Annual Global CEO Survey), проведенного PricewaterhouseCoopers (PwC) и представленного на Всемирном экономическом форуме в Давосе, позволяют утверждать, что уверенность в будущем росте и перспективах развития бизнеса возвращается к руководителям бизнеса.
Борис Краснянский, управляющий партнер PricewaterhouseCoopers в Украине, сказал: “Мнения руководителей крупнейших компаний мира, собранные воедино, остаются самым надежным барометром экономической погоды в мире. В прошлом году руководители компаний были вынуждены вносить кардинальные изменения в работу своих компаний: сокращать персонал, продавать активы и переходить на режим строгой экономии и контроля наличных денежных средств. Тем не менее, результаты опроса в этом году впечатляют высоким уровнем уверенности руководителей компаний мира в положительных тенденциях на краткосрочную перспективу – есть ощущение того, что худшее осталось позади. Принимая во внимание высокую зависимость экономики Украины от мировой экономики, такая оценка будет способствовать формированию позитивных ожиданий и среди украинских бизнесменов”. По данным опроса, свыше 90% руководителей крупнейших компаний мира с большим оптимизмом смотрят в будущее и позитивно оценивают перспективы экономического роста в ближайшие три года. В то же время 81% руководителей крупнейших компаний мира уверены, что доходы их компаний вырастут уже в ближайшие 12 месяцев, и лишь 18% настроены пессимистично. Эти результаты можно сравнить с прошлогодними, когда 64% были настроены позитивно, а 35% руководителей не ожидали роста доходов. 31% руководителей отметили, что они «очень уверены» в будущем их компаний в краткосрочной перспективе. Этот показатель на 10% выше прошлогоднего - самого низкого за все годы, в которые PwC его отслеживала. Оптимизм руководителей отразится на росте численности персонала: почти 40% руководителей крупнейших компаний мира планируют увеличение численности сотрудников уже в ближайшие 12 месяцев. Сокращение штата планируют 25% руководителей компаний мира и 27% топ-менеджеров в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Необходимо отметить, что вопрос об ожидании роста доходов своих компаний в ближайшие 12 месяцев выявил различия в степени уверенности (и, соответственно, в степени влияния глобального экономического спада) среди руководителей компаний в развивающихся и развитых странах. Так, в Северной Америке и Западной Европе около 80% руководителей компаний выразили уверенность в отношении краткосрочных перспектив экономического роста (на ближайшие 12 месяцев). Соответствующий показатель в странах Латинской Америки, Китае и Гонконге составил 91%, в Индии – 97%, что говорит о более оптимистичном настроении руководителей компаний из этих стран. Экономический подъем в своих странах во 2-й половине 2010 года или позднее ожидают 60% руководителей компаний, 13% отмечают, что процесс оживления деловой активности уже начался, а 21% опрошенных ожидают подъема уже в первой половине 2010 года. Почти две трети руководителей компаний в США и более 70% в странах Западной Европы считают, что подъем экономики начнется не ранее 2-й половины 2010 года. «Беспокойство и страх в отношении глобального экономического кризиса снизились, и руководители компаний с оптимизмом говорят о перспективах развития, – отмечает Дэннис М. Нэлли, руководитель глобальной сети фирм PricewaterhouseCoopers. – Однако уверенность руководителей компаний проходит испытание на прочность, так как процесс восстановления экономики идет медленно, а последствия резкого сокращения затрат и других мер, которые приходилось принимать, чтобы пережить кризис, нередко весьма тяжелы». «В некоторых быстроразвивающихся странах экономический подъем уже начался; но руководители компаний в странах, наиболее сильно пострадавших от кризиса, считают, что последствия кризиса сохранятся в течение всего 2010 года и в будущем. Руководителям компаний необходимо принять стратегическое решение относительно инвестиций в развитие для получения конкурентных преимуществ», – добавил г-н Нэлли. Основные выводы 13-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира Опасения в отношении будущего Затяжной характер глобального экономического спада остается самой большой проблемой для руководителей компаний во всем мире (65%), за этим следуют опасения в отношении введения чрезмерного регулирования (60%). Чрезмерным регулированием «крайне обеспокоены» большее число респондентов (27%), чем любыми другими угрозами для развития бизнеса. «Несомненно, результаты данного опроса по регулированию или, точнее говоря, «введению чрезмерного регулирования» бизнеса отражают беспокойство многих руководителей компаний в нашей стране», - отметил Борис Краснянский, - «Украинский законодатель и регулятивные органы должны учитывать, что чрезмерное регулирование является серьезным препятствием на пути дальнейших инвестиций и экономического роста страны. Это также касается и противоречий в интерпретациях законодательства и его непоследовательного применения регулирующими органами». В качестве других препятствий на пути развития бизнеса топ-менеджеры отмечают нестабильность рынков капитала и колебания валютных курсов. В то же время терроризм и опасения в отношении инфраструктуры были отмечены как препятствия к развитию менее чем третью представителей аудитории. Взаимоотношения с регулирующими органами Руководители крупнейших компаний мира недвусмысленно высказались в отношении такого препятствия на пути развития бизнеса, как чрезмерное регулирование: две трети руководителей компаний мира сошлись во мнении, что государство не снизило общее налоговое бремя. Несмотря на то что руководители крупных мировых компаний в целом негативно относятся к тому, что государство имеет долю в частном секторе, почти половина респондентов согласна с тем, что государственная собственность помогает стабилизировать положение в отрасли в период кризиса. Руководители крупнейших компаний мира в двух секторах экономики, получивших значительную поддержку со стороны государства в период кризиса, – производители автомобилей и банки – наиболее благосклонно отнеслись к государственной собственности в сложные времена. При этом руководители компаний позитивно оценивают усилия государства, направленные на снижение системных рисков. 65% руководителей компаний в мире согласны с тем, что сотрудничество с государством может успешно содействовать их снижению. Преодоление последствий кризиса Почти 90% всех респондентов в мире отметили, что в последние 12 месяцев в компаниях были приняты меры по снижению затрат как основное средство для преодоления последствий кризиса, это в большей степени характерно для компаний из США, Западной Европы и Великобритании. Почти 80% топ-менеджеров в мире заявили, что будут стремиться к сокращению затрат в следующие три года. Общественное доверие и поведение потребителей Каждый четвертый руководитель считает, что кризис негативно сказался на отраслевой репутации компании. Однако 61% руководителей компаний в банковском секторе и в секторе рынков капитала отметили снижение доверия общества к их сектору экономики. Почти половина респондентов обеспокоена тем, что кризис вызвал необратимые изменения в поведении и отношении потребителей. Большинство опрошенных отметили, что потребители придают большее значение репутации компании в обществе (64%), будут тратить меньше и экономить больше средств (63%) или же интересы и предпочтения потребителей будут полнее учитываться при разработке новых продуктов и услуг (60%). Управление рисками В результате кризиса руководители компании стали придавать большее значение механизму управления рисками. 41% руководителей планируют существенно изменить подход к управлению рисками в своих компаниях, 43% заявляют о планах по усовершенствованию процедур. Советы директоров оказываются все более вовлеченными в ключевые процессы управления, такие как оценка стратегических рисков, мониторинг финансового состояния, контроль над реализацией стратегии компании. Изменение климата Более 60% руководителей компаний всего мира отметили, что их компании готовятся к внедрению инициатив в области изменения климата и верят, что эти усилия укрепят репутацию компании. Кризис практически не оказал влияния на вопросы экологии; 61% руководителей компаний мира, инвестирующих в стратегии по изменению климата, не отмечают влияния кризиса на существующие стратегии, и 17% привлекли инвестиции под эти инициативы в прошлом году. «Руководителям необходимо приступить к решению других задач, помимо краткосрочных задач выживания. Больше всего они сожалеют о том, что в процессе преодолении кризиса они не смогли в полной мере осознать риски и обеспечить своевременное реагирование, – утверждает г-н Нэлли. – Важность управления рисками наиболее часто отмечалась в качестве урока, извлеченного из финансового кризиса. Руководители компаний учатся находить баланс между управлением рисками, решительностью и гибкостью в процессе поиска путей к процветанию». Подробные результаты исследования находятся на сайте www.pwc.com/ceosurvey. Примечания для редактора: За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к Наталье Блоцкой, менеджеру по маркетингу и коммуникациям, по телефону +380 44 490 67 77 или e-mail: natalia.blotskaya@ua.pwc.com. Методология исследования В рамках подготовки 13-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, подготовленного PricewaterhouseCoopers, в последнем квартале 2009 года было проведено 1 198 интервью с руководителями компаний в 52 странах. В основном опрос проводился по телефону. Координация исследований осуществлялась подразделением PwC, которое занимается международными исследованиями и находится в г. Белфасте (Северная Ирландия), в сотрудничестве с менеджерами проекта и партнерами – членами Глобального консультативного совета PwC. Что касается разбивки по регионам, то 535 интервью было проведено в странах Европы (Австрия, Бельгия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, Украина), 289 интервью – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Австралия, Китай/Гонконг, Индия, Индонезия, Япония, Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Вьетнам), 167 интервью – в странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла), 139 интервью – в Северной Америке (США, Канада) и 68 интервью – в странах Ближнего Востока и Африки. Полная версия исследования, а также дополнительные таблицы и графики, которые можно скачать, размещены на сайте www.pwc.com/ceosurvey. PricewaterhouseCoopers (www.pwc.com) предоставляет аудиторские услуги, услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права компаниям разных отраслей. Наши услуги направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов, а также его ценности для общества в целом. Более 163 000 сотрудников в 151 стране мира используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса. Под «PricewaterhouseCoopers» и «PwC» понимаются фирмы, входящие в глобальную сеть фирм PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL). Каждая фирма сети является самостоятельным юридическим лицом и не выступает в качестве агента PwCIL или любой другой фирмы сети. PwCIL не оказывает услуги клиентам. PwCIL не несет ответственность за действия или бездействие любой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения, высказываемые фирмами сети, и не может никаким образом связать их каким-либо обязательством. Ни одна из фирм сети не несет ответственность за действия или бездействие любой другой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения другой фирмы и не может никаким образом связать другую фирму сети или PwCIL каким-либо обязательством. © 2010 PricewaterhouseCoopers. Все права защищены.
Реклама: