Приватизації "Укртатнафти" не буде

Середа, 2 квітня 2003, 13:43
Представители украинского бизнеса заинтересованы в получении части Кременчугского НПЗ

В нынешнем году может разгореться серьезная борьба ряда бизнес-групп за контроль над компанией "Укртатнафта". Фонд госимущества предполагает до конца года продать 43%-й госпакет акций ЗАО "Укртатнафта". Пока неизвестно, будет ли компания продана на открытом конкурсе, или же акции предложат к выкупу в первую очередь акционерам компании. Впрочем, независимо от решения Фонда, претендовать на "Укртатнафту", кроме российской "Татнефти", будут украинские структуры, контролирующие крупнейшее нефтедобывающее предприятие государства. Причем, как отмечают эксперты, отечественный бизнес располагает аргументами которые способны "убедить" татар уступить украинцам часть завода.

Перипетии "битвы за Кременчуг"

Необходимость наполнения госбюджета приватизационными деньгами вынудила Фонд государственного имущества Украины уже в начале года задуматься о том, какие предприятия выставить на продажу. В Фонде говорили в основном о контрольном пакете "Укрнафты", средства от продажи которого должны были покрыть половину "приватизационного" плана, составляющего около 2 млрд. гривен. Однако неизвестные широкому кругу наблюдателей причины побудили приватизаторов сменить объект интереса. Вместо "Укрнафты" в Фонде остановили свой выбор на ЗАО "Укртатнафта" (Кременчугский нефтеперерабатывающий завод).

Напомним, ЗАО "Укртатнафта" создано в 1995 году согласно указам президентов Украины и Татарстана. С украинской стороны в уставный фонд компании был передан целостный имущественный комплекс Кременчугского НПЗ, татарская сторона внесла финансовые средства и акции нефтедобывающих компаний. Состав учредителей ЗАО на сегодняшний день, по данным "Контекста", таков: Фонду госимущества Украины принадлежат 43,1% акций, Госкомимущества Республики Татарстан - 28,78%, российской компании "Татнефть" - 8,61%, МТ-банк (Украина) - 1,155%, компании "Татнефтехиминвест-холдинг" (Татарстан) - 0,035%, "Сувар Петролеум" (Татарстан) - 0,035%, банку "Девон-Кредит" (Татарстан) - 0,035% акций завода.

"Укртатнафта" занимает одно из ведущих мест на украинском рынке нефтепродуктов. Перерабатывающие мощности предприятия составляют 18,6 млн. тонн нефти в год. Поэтому не удивляет серьезная борьба за контроль над предприятием.

Прежде всего, добиться контроля над компанией пыталась "Татнефть". Как заявлял глава наблюдательного совета "Укртатнафты" Равиль Муратов, "Татнефть" намерена развивать бизнес в Украине по образцу других российских компаний: развернуть свою розничную сеть и создать цепочку "добыча-переработка-розница".

Отхватить "лакомый кусок" в Кременчуге стремились давальцы, поставляющие на завод нефть для переработки. В контроле над НПЗ было заинтересовано и украинское государство. Кабинет министров Анатолия Кинаха связывал с "Укртатнафтой" большие надежды. Доля государства в этом предприятии наиболее значительна по сравнению с другими украинскими нефтеперерабатывающими предприятиями. В условиях практически полного господства на рынке российских нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛ" (Одесский НПЗ), ТНК (Лисичанский НПЗ), группа "Альянс" совместно с "КазахОйл" (Херсонский НПЗ) - у Кабмина возникла идея создать национальную вертикально-интегрированную структуру (рабочее название - "Нафта Украины"), способную конкурировать с россиянами и выступать неким инструментом правительства, с помощью которого украинский Кабмин мог бы влиять на отечественный рынок нефтепродуктов. Не обошлось в планах Кабмина и без интереса некоторых представителей госвласти, которые могли бы взять под свой контроль работу предприятия. По планам правительства, в состав ВИНК должны были войти нефтедобывающая компания "Укрнафта" и три нефтеперерабатывающих предприятия со значительной государственной долей. "Укртатнафте" здесь отводилась одна из ключевых ролей как единственному НПЗ, в котором государство владело 43% акций.

Именно заинтересованность Киева в сохранении контроля над "Укртатнафтой" с одной стороны, и желание российской "Татнефти" взять под контроль кременчугское предприятие с другой привело к разгоревшемуся в прошлом году конфликту между двумя крупнейшими учредителями "Укртатнафты". Государство в лице ФГИ пыталось отсудить у американской Sea Group International Inc. и швейцарской Ам Ruz Trading AG 18,29% акций "Укртатнафты", которые эти компании приобрели при учреждении ЗАО, оплатив их векселями. Причем векселя так и не были оплачены в отведенные законодательством сроки.

Украинской стороне удавалось отстаивать свои интересы до тех пор, пока первым вице-премьером в кабинете Кинаха был Олег Дубина. ФГИ всячески блокировал проведение собрания акционеров "Укртатнафты": в сентябре прошлого года представители Фонда не явились на собрание, поскольку в случае их явки состоялось бы голосование по вопросу перераспределения мест в наблюдательном совете ЗАО, на результаты которого ФГИ повлиять не мог. Дело в том, что по информации представителей "Татнефть", эта компания контролирует акции, принадлежащие оффшорам Sea Group и Ам Ruz Trading. В этом случае простым большинством голосов места в наблюдательном совете наверняка были бы перераспределены в пользу татар. Такое поведение Фонда было обусловлено и ожиданием судебного решения по поводу легитимности оплаты векселями акций "Укртатнафты" упомянутыми выше оффшорами. Решение суда в пользу ФГИ позволило бы увеличить долю государства в уставном фонде предприятия до контрольного пакета (татарская сторона в сумме владеет 38% акциями - "Контекст").

С уходом с поста первого вице-премьера Олега Дубины ситуация коренным образом изменилась: суд признал законной покупку акций "Укртатнафты" американской и швейцарской компаниями, и ФГИ пришлось уступить татарам и согласиться на проведение собрания акционеров. Последнее состоялось 15 января текущего года. В его ходе татарская сторона добилась своего: представителей американской и швейцарской компаний ввели в наблюдательный совет "Укртатнафты", что позволяет татарам принимать многие решения без учета мнения Фонда - простым большинством голосов.

На сегодняшний день "Татнефть" является одним из основных претендентов на покупку госпакета "Укртатнафты". Однако у татар могут появиться конкуренты...

Украинский бизнес стремится поделить НПЗ

Ситуация с приватизацией государственного пакета акций ЗАО "Укртатнафта" хотя на первый взгляд и выглядит простой, на самом деле таит в себе множество противоречий. В первую очередь, на повестке дня стоит вопрос цены госпакета кременчугского завода. Государственный пакет ЗАО, по словам замглавы ФГИ Сергея Глушко, оценивается в $150 млн., что соответствует его номинальную стоимость (уставной фонд компании равен приблизительно $360 млн.). Однако цена продажи будет зависеть от того, будут ли продавать пакет на открытом конкурсе или же он будет согласно законодательству предложен для выкупа сначала акционерам ЗАО "Укртатнафта". О желании приобрести акции "Укртатнафты" уже заявил представитель правительства Республики Татарстан и одновременно глава Наблюдательного совета "Укртатнафты" Равиль Муратов.

Если предположить возможность продажи государственного пакета акций "Укртатнафты" на открытом конкурсе, то, по прогнозам специалистов, его цена может вырасти в 3-4 раза. Для сравнения: консорциум "ЛУКОЙЛа" и Rotch Energy предлагали за 75%-й пакет акций Гданского НПЗ $300 млн. и еще $700 млн. обещали вложить в реконструкцию польского предприятия. При этом мощности Гданского НПЗ по переработке нефти составляют всего 4,5 млн. тонн в год (напомним, мощности "Укртатнафты" составляют 18 млн. тонн в год). Другая польская нефтеперерабатывающая компания PKN Orlen (12,5 млн. тонн в год) оценивается инвесторами в $1,75 млрд. (капитализация компании).

Но в Украине, как известно, привлекательные промышленные объекты редко доходят до открытой приватизации. Поэтому, скорее всего, ситуация вокруг "Укртатнафты" будет развиваться несколько в ином направлении. Одну из главных ролей в этом процессе будут играть отношения, складывающиеся между Кременчугским НПЗ и Кременчугской нефтяной компанией (КНК), которая ранее выступала арендатором одной из установок НПЗ для переработки украинской нефти ("Галицкие Контракты", 03.01.2003). Сейчас КНК в судебном порядке добивается права на аренду этой установки. Однако, как считают специалисты, у компании нет необходимых ресурсов нефти, поэтому не исключено, что, имея привлекательный актив (арендованную установку) эта компания сможет договориться с компаниями заинтересованными в использовании нефтеперерабатывающих мощностей "Укртатнафты".

Несколько прояснить ситуацию о том, какие компании являются заинтересованными сторонами, может общее собрание акционеров ЗАО, состоявшееся 15 января. На нем татарская сторона при помощи акций компаний Sea Group International Inc. и Ам Ruz Trading AG увеличила свое присутствие в наблюдательном совете, но при этом позволила украинской стороне назначить на должность главы правления АО Павла Овчаренко. По словам некоторых аналитиков, г-н Овчаренко близок к харьковскому "УкрСиббанку".

Как отмечают специалисты, на "Укртатнафте" фактически повторился сценарий, подобный тому, который имел место в свое время после прихода на предприятие Сергея Переломы. Г-н Перелома проводил достаточно самостоятельную политику, ориентированную на интересы некоторых украинских бизнес-структур, и не позволял татарским акционерам полностью установить контроль над компанией. Независимое положение "Укртатнафты" заключалось в том, что завод позволял работать давальцам, получая за процессинг (переработку) свою долю нефти и продавая полученную продукцию. Таким образом, "Укртатнафта" независимо от основного поставщика нефти - россиян, - получала необходимые предприятию оборотные средства. По словам ряда аналитиков, такая ситуация не устраивала татарскую сторону.

С приходом на пост главы правления "Укртатнафты" г-на Овчаренко ситуация повторяется. Об этом свидетельствует весьма интересный факт. Несмотря на то, что руководство "Укртатнафты" заявило, что не пролонгировало договоры с давальцами, на март запланированы поставки на завод 260 тыс. тонн нефти некоей компанией "Альфа Ойл". При этом выбрано довольно выгодное время поставок - посевная кампания и растущий спрос на нефтепродукты на рынке. Как отметили "Контексту" аналитики, не исключено, что, ощутив "вкус нефтяных денег", компании, близкие к "УкрСиббанку", заинтересуются нефтебизнесом всерьез. Следует отметить, что вследствие изменений в наблюдательном совете Павла Овчаренко практически невозможно снять с поста председателя правления без согласия украинской стороны (для такого решения нужны 2/3 голосов), а потому украинцы вполне могут влиять на политику завода.

С учетом этих факторов специалисты считают маловероятным факт покупки "УкрСиббанком" 43%-ного пакета акций "Укртатнафты": приобретение акций не даст банку серьезных преимуществ. На сегодня в "активе" "УкрСиббанка" - глава компании, который может проводить необходимую политику на предприятии. Между тем, эксперты считают, что близкие к банку компании все же будут стремиться к получению завода в собственность. Однако, по мнению экспертов, эти компании будут заинтересованы, скорее всего, в получении установки, которую арендует КНК. Рано или поздно установку ГК3/1№1 юридически выведут из состава "Укртатнафты" и она будет работать самостоятельно с украинской нефтью в тесной связке с "Укрнафтой", предполагают аналитики. Правда, технологически установка все равно не будет отделена от остальных производственных процессов на НПЗ и сторонам, контролирующим НПЗ, необходимо будет договариваться.

Заинтересованность в покупке "Укртатнафты" выразили и акционеры "Укрнафты", близкие к "Приватбанку". Они заявили о необходимости приобрести перерабатывающие мощности в Кременчуге. На последнем собрании акционеров "Укрнафты" близкий к "Приватбанку" Игорь Коломойский заявил, что с целью построения вертикально-интегрированной компании "Укрнафте" должна обратить внимание на западноукраинские НПЗ и не может терять из виду "Укртатнафту".

Учитывая это заявление, можно предположить, что борьба за завод развернется серьезная. Не исключено, что "ПриватБанк" использует все свои рычаги влияния для того, чтобы добиться цели. Однако некоторые эксперты приходят к выводу, что украинские компании, контролирующие сегодня работу "Укрнафты" и "Укртатнафты" не имеют необходимости приватизировать завод именно в настоящий момент.

Впрочем, специалисты не исключают, что 43% акций "Укртатнафты" достанутся татарской стороне, но при условии, что татары "поделятся" активами с представителями украинского бизнеса. Например, юридически выведут из состава компании интересующую местных давальцев нефтеперерабатывающую установку. Причем у украинской стороны, вероятно, найдутся необходимые "аргументы" для убеждения Татарстана. Недавно г-н Муратов заявил о необходимости проведения независимого аудита "Укртатнафты", что может пойти не на пользу "Татнефти", считают эксперты. В процессе экспертной оценки, по их словам, может оказаться, что взнос татарской стороны в уставный фонд "Укртатнафты" не соответствует величине, в которую оценен учредительный взнос. В частности, внесенная в уставный фонд "Укртатнафты" Фондом госимущества Татарстана компания "Татнефтепром" может стоить не $100 млн., а, по словам некоторых специалистов, значительно меньше. Соответственно после переоценки взносов последует уменьшение доли Татарстана и увеличение доли Украины. Аналитики, впрочем, сомневаются, в реальности такого сценария. Однако он может быть использован для того, чтобы татары согласились на выведение из ЗАО установки, которую потом возьмут под свой контроль украинские бизнес-структуры.

Таким образом, специалисты полагают, что приватизации "Укртатнафты" как таковой не будет. Скорее всего, ЗАО разделят татарские акционеры и украинский бизнес, заинтересованный в некоторых нефтеперерабатывающих мощностях Кременчугского НПЗ. При этом потенциальные покупатели будут стремиться минимизировать свои затраты на покупку "Укртатнафты".

Читайте нас також у Telegram. Підписуйтесь на наші канали "УП. Кляті питання" та "УП. Off the record"

Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!