Вісім порад бізнесу в період наближення шторму

Вісім порад бізнесу в період наближення шторму

Що варто робити бізнесу в умовах швидко назріваючої кризи? (рос)
Вівторок, 10 березня 2020, 12:29
заступник виконавчого директора МВФ

Я более 20 лет занимаюсь трансформацией сложных финансовых систем и организаций. Плюс было еще время в университете и в аспирантуре, которое я не терял зря, изучая финансовый сектор.

За это время мир прошел много кризисов: азиатский финансовый кризис 1997 года, российский финансовый кризис 1998 года, кризис доткомов 2000, дефолт Аргентины в 2001, в том же году турецкий банковский кризис, глобальный финансовый кризис 2007–2009 годов, ипотечный subprime кризис в США в 2008–2009, Grexit в 2012, кризис Еврозоны и проблемы стран PIGS в 2010–2012, украинский кризис 2014–2016, Brexit.

Несмотря на все эти кризисы в феврале 2020 мировые фондовые рынки стремились к очередным историческим рекордам.

Некоторые компании, пройдя триллионный рубеж капитализации, думали уже и о 2 триллионах.

Реклама:

Значит ли, что после любого кризиса будет рост? Да, так и будет – такова природа рынков. Но не стоит все же забывать и об "эффекте выжившего".

Анализируя динамику акций компаний даже в эти дни, мы все же говорим о компаниях, которые прошли предыдущие кризисы, забывая о тысячах компаний, которые как раз в период катаклизмов ждало банкротство.

Чарльз Дарвин говорил, что выживают не самые сильные или умные, а самые адаптируемые к изменениям. Кризис – это момент изменений.

Те, кто смогут быстро адаптироваться, смогут его пройти и в будущем серфить на волнах будущего роста.

Но что надо делать сейчас? Несколько дней назад руководство инвестиционной компании Sequoia Capital отправило письмо своим клиентам.

В этом письме они дали ряд советов компаниям, как пережить кризис – я с ними полностью согласен – в период украинского кризиса 2008 и 2014 и кризиса стран PIGS, которые я проходил, как топ-менеджер, мы делали то же самое и советовали делать своим клиентам.

Мировая экономика: каких вам еще сигналов не хватает

Итак, что же стоит делать бизнесу в условиях быстро назревающего кризиса:

1. Ожидайте и готовьтесь к худшему сценарию: многие компании уже увидели падение продаж.

Это будет продолжаться, в том числе из-за поведения ваших потребителей. Пересмотрите свои планы продаж в сторону снижения.

Ожидайте разрывов в цепочках поставок – они неизбежны, особенно если вы зависимы от экспортно-импортных операций.

2. Разработайте и протестируйте процедуры работы с клиентами и сотрудниками удаленно – сможете ли вы поддерживать своих клиентов и работу компаний в условиях жесткого карантина?

Отмените ненужные международные поездки – это делает большинство компаний уже – как минимум 2-3 месяца это еще будет продолжаться.

Научитесь коммуницировать через Skype, Zoom, Cisco. Это очень важно – логистика сильно пострадает в следующие несколько месяцев.

3. Наличность – ключ к спокойствию. Постарайтесь иметь достаточный запас денег на счетах для ведение своего бизнеса. Планируйте запасы исходя из пересмотренных планов денежного потока, о которых я говорил в п. 1 и 2.

Разработайте план на случай экстренных ситуаций – будет ли вам где взять деньги? Подумайте над сокращением ненужных и не обоснованных затрат своих компаний – вернетесь к ним после кризиса.

4. Фондирование. Доступ к кредитам и финансированию может вскоре значительно ухудшиться несмотря на попытки НБУ возобновить кредитование.

Банки будут очень осторожны. Рекомендую, во-первых, пойти взглянуть в глаза своему банкиру – вам очень нужна будет его помощь в следующие месяцы.

Обсудите с ним открытие / возобновление / расширение кредитных линий. Особенно рекомендую это сделать, если банкиры – международные (как минимум проверьте, что они будут поднимать трубку на телефона в ответ на ваш звонок).

Менеджерам компаний также рекомендую пойти к своим акционерам – узнайте, готовы ли они финансировать ваш бизнес в течение нескольких кварталов в случае провалов продаж или отказа банков.

Не рассчитывайте на привлечение новых денег – они сейчас все в золоте и американских казначейских обязательствах.

5. Проверьте, не слишком ли у вас раздутый штат – да, это больно, но кризис приводит к увольнению части людей.

Делается это часто, в том числе для того, чтобы компании в кризис могли выжить и в будущем вернуться снова к найму. Глупо всем вместе идти на дно. Сейчас самое время подойти критически к этому вопросу.

6. Отложите не 100% обязательные капитальные инвестиции – опять-таки в период высокой неопределенности и турбулентности не время бравировать тем, что, несмотря на кризис, вы можете продолжать что-то строить.

Но при этом не останавливайте ключевые проекты (особенно если запас наличных комфортный), которые могут создать для вас конкурентные преимущества в период и после кризиса.

Но принимайте такие решения только на трезвую голову и желательно рядом с финансовым директором.

Коронавирус бьет не только по людям: чем эпидемия из Китая угрожает мировой экономике

7. Планируйте свою работу с мыслью, что кризис – не на одну неделю.

Оптимистичные сценарии предполагают нормализацию работы бизнеса по всему миру и международной торговли к концу второго квартала 2020 года.

Это в случае, если в Европе, США и Юго-Восточной Азии смогут остановить распространение короновируса. А если нет? Уровень неопределенности очень высок. Уровень волатильности также.

Ситуация может начать ухудшаться, и показатели бизнеса будут ухудшаться в течение всего 2020 года. Будьте к этому готовы.

8. Ну и последнее – кризис – это в том числе и возможность. Возможность для тех, кто, по словам Талеба, не окажется хрупкими и не сломается под стрессом.

Такие компании в период хаоса находят новые возможности и фактически усиливаются от непредвиденных и нежелательных внешних факторов.

Но таким, антихрупким компаниям, нужна "опциональность", нужна мобильность и гибкость, как в управлении, так и в ответных стратегиях.
Будьте готовы к кризису. Как по мне, то все шаги вверху смогут вам помочь.

Любые другие советы приветствуются – давайте вместе поможем украинскому бизнесу пройти этот период волатильности и выйти из него сильнее.

Оригинал публикации – на Facebook-странице автора.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: