Російські санкції: що робити українським імпортерам нафтопродуктів
18 апреля правительство Российской Федерации ввело очередной запрет и ограничения на ввоз и вывоз товаров между Украиной и РФ.
Новое постановление дополнено списком товаров, вывоз которых вовсе запрещен с территории РФ на территорию Украины и списком товаров, вывоз которых с территории РФ на территорию Украины допускается с разрешения Министерства экономического развития РФ.
Разрешение, а не запрет
Сейчас многие СМИ пишут о том, что 1 июня 2019 года вводиться запрет на ввоз с территории РФ на территорию Украины бензина, дизельного топлива, пропана, угля.
Наверное, так они подают информацию в упрощенном виде, более близкую пониманию общественности.
Все же это нельзя назвать запретом, ведь речь идет не о кардинальных ограничениях, а о специальных разрешениях от Министерства экономического развития Российской Федерации на поставки таких товаров.
Под полный запрет вывоза с территории РФ на территорию Украины попал целый перечень сырьевых товаров, в том числе нефть и нефтепродукты.
Реальные угрозы санкций и что делать первоочередно
Основную угрозу данные запреты и ограничения могут нести для компаний, которые напрямую зависят от сырьевого рынка РФ.
Как бы не были оптимистичны прогнозы экспертов о том, что украинский бизнес сможет заменить поставки сырья с РФ поставками с других стран, на это необходимо время.
Первоочередной задачей любой украинской компании, которая напрямую зависит от российского сырья, не ждать, что ситуация может измениться и запреты с ограничениями вовсе отменят.
Шаги, которые желательно делать уже сегодня:
1.Нужно начинать анализ своих договоров с контрагентами на предмет наличия штрафных санкций за невыполнение условий договора.
Не надеяться на то, что представители контрагента войдут в ваше положение в виду принятых запретов и ограничений.
Реалии ведения украинского бизнеса таковы, что ни одна из компаний не упустит возможность получения штрафных санкций за невыполнение условий договора.
2. Не будет лишним уведомить своих контрагентов про наступление форс-мажорных обстоятельств, в связи с которыми компания не в силах выполнить условия договора.
3. Большинство договоров прямо предусматривают наступление форс-мажорных обстоятельств.
Согласно закону Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине", эмбарго, запрет (ограничения) экспорта, импорта относиться к форс-мажорным обстоятельствам.
С момента вступления ограничений и запрета на вывоз товаров с территории РФ на территорию Украины будет не лишним обращение в Торгово-промышленную палату Украины для удостоверения факта наступления форс-мажорных обстоятельств.
4. На сегодняшний день основной задачей у бизнеса и государства в лице Министерства экономического развития Украины стоит защита бизнеса от штрафных санкций.
Необходимо начать стимулировать украинские компании к переориентации рынка товаров РФ на любой другой.
В первую очередь, государство должно дать национальному бизнесу толчок и стимул для смены рынков.
Скажу, что украинский бизнес явно не был готов к таким санкциям, при том, что они довольно ожидаемы.
За годы сложных политических взаимоотношений между РФ и Украиной многие украинские компании не взяли вектор развития сотрудничества с другими странами, а так и остались зависимыми от сырьевого рынка соседнего государства.
Это подтвердило и Министерство экономического развития Украины, назвав санкции прогнозируемыми.
Почему же тогда об этом молчали и не попробовали вовремя предостеречь украинский бизнес от штрафных санкций? Этот вопрос остается открытым.