Як перезапустити український автопром
Мировой автопром развивается стремительно: глобальные игроки внедряют инновации, осваивают новые рынки, размещают заводы в нескольких странах и даже на нескольких континентах.
Новые региональные игроки дышат им в спину и не дают расслабиться в гонке за лидерство. Украина же пока сидит на скамейке запасных.
Реанимировать отечественный автопром не так уж и сложно.
Все, что для этого нужно, — мыслить системно, быть последовательным и не менять курс при каждой смене политического ветра.
В мире разработаны и протестированы разные рецепты запуска и перезагрузки приоритетных отраслей промышленности. Украине не надо ничего изобретать, достаточно проанализировать опыт соседей, взять на вооружение релевантные приемы и четко следовать плану действий из нескольких шагов.
Шаг 1. Разработать стратегию.
Нужно написать сбалансированную долгосрочную промышленно-экономическую стратегию, в которой были бы предусмотрены понятные и прозрачные правила игры на рынке и благоприятные условия для развития производства.
Для этого требуется продуманная долгосрочная промышленная политика, которая бы определила стратегические для государства отрасли не на основании их престижности или личной заинтересованности влиятельных политиков и олигархов, а на основании анализа объема валовой добавленной стоимости и количества рабочих мест, которые дает государству та или иная индустрия.
Тогда, быть может, финансовые потоки пойдут в правильные русла, и Украиной заинтересуются реальные инвесторы.
Шаг 2. Провести зонирование.
Ориентируясь на заинтересованность инвестора в минимизации затрат, связанных с производством, провести таможенное и фискальное зонирование Украины. Создать — не на бумаге, а на деле — специальные территории приоритетного развития, где действовали бы законы свободных экономических и таможенных зон и предоставлялись преференции по ряду налогов.
В Венгрии, Чехии, Румынии, Польше таких зон — 165, 90, 43 и 14 соответственно.
Чтобы прийти в Украину, инвестор должен понимать: тут он получит и льготы при производстве и реализации продукции на внутреннем рынке, и возможность беспрепятственно ввозить оборудование и комплектующие, производить продукцию и вывозить ее на экспорт без дополнительных финансовых нагрузок в виде пошлин, акцизов, налогов и прочих таможенных заграждений.
Шаг 3. Разобраться с налогами.
Прежде всего, речь идет о глубоком совершенствовании налоговой системы Украины, а именно — переносе налогового бремени с производства на потребление. Схема проста и многократно опробована: уменьшение налогов, которые платит производитель на всех этапах, от закупки сырья и до реализации изготовленной продукции, с одновременным увеличением ставок НДС.
К примеру, в Венгрии основная ставка НДС составляет 27%, в Польше — 23%, в Словении — 22%. При этом производители освобождены от массы налогов. Почему бы и нам не перераспределить налоговую нагрузку?
Для предприятий это станет мощным экономическим драйвером: позволит работать эффективнее, нанимать больше специалистов, повышать зарплаты, быть более конкурентными внутри страны и за ее пределами.
Шаг 4. Открыть финансовый рынок.
Нам необходима либерализация кредитной политики и финансового рынка, чтобы страна принимали участие в распределении мировых кредитных ресурсов. Чтобы производитель мог взять кредит, условно говоря, не под 20%, а под 2%.
Для этого нужно в рамках членства ВТО открыть не только границы для перемещения товара, но и финансовый доступ к банковской системе, который сейчас наглухо закрыт. Все потому, что с его открытием бесконтрольно печатать деньги и таким образом покрывать валютный дефицит уже не получится.
Как не получится прибегать и к таким чисто популистским мерам как повышение пенсий в условиях острого дефицита бюджета Пенсионного фонда.
Шаг 5. Заманить инвестора.
Речь идет о национальной программе повышения инвестиционной привлекательности страны, предусматривающей два основные направления.
Первое — внедрение законодательных стимулов по привлечению инвестиций в страну. В Словакии инвестор может рассчитывать на возврат от государства до 70% вложенных в производство средств. А какая часть затрат на организацию производства возвращается в Украине? Вопрос, разумеется, риторический.
Второе — внедрение законодательных механизмов государственного обеспечения неизменности регуляторной среды. В мире это называется "законом дедушки", то есть закон, принятый сегодня, должен работать до конца указанного в нем срока действия и не должен меняться ни по сути, ни в мелочах.
Неизменными должны быть льготы: их размер, условия и период действия. Все это априори не может меняться с очередной сменой правительства.
Шаг 6. Думать о стране.
Иными словами — действовать во благо страны, а не отдельных граждан или их категорий. Не стоит принимать законы, стимулирующие исключительно импорт, как, например, закон об отмене НДС на ввоз электромобилей. Казалось бы, благое дело, но только для тех немногих, кто может эти автомобили купить.
В это же время, если кто-то решит наладить производство электромобилей в Украине, он заплатит налоги целиком и полностью — никаких дисконтов. Естественно, при таком направлении государственной мысли никто не захочет производить такие машины, да и машины вообще, в нашей стране.
Зачем иностранному автоконцерну приходить в Украину и что-то тут развивать? Проще и дешевле ввезти сюда свою продукцию. Вот только платить нам явно скоро будет нечем — мы не производим продукты с высокой добавленной стоимостью, мы только потребляем. Долго ли это продлится?
Как дальше будем жить: развиваться или деградировать, зарабатывать деньги или тратить заемные? Я уверен: создав более привлекательные по сравнению с соседями условия, мы сможем превратиться в магнит для инвесторов, перезагрузить промышленность, простимулировать внутренний рынок и выйти на глобальное автополе в качестве полноценного и востребованного игрока.