Китайська міфологія: як стереотипи заважають будувати бізнес з другою економікою світу
В Украине по инерции привыкли считать, что китайская продукция – это малонадежная реплика европейских, американских или японских товаров.
Привыкли настолько, что не заметили, как оказались далеко позади Китая, являясь для него сегодня лишь поставщиком сырья.
В преддверии первой в Украине масштабной китайской выставки экономического сотрудничества Sail of Shanghai избавляемся от предубеждений и предлагаем посмотреть на Китай как на потенциального бизнес-партнера.
Миф 1. Китай только копирует технологии
Интересно, что к концу 1980 х – началу 1990-х и Китай, и Украина были на схожих позициях – перезапускали экономические процессы и начинали масштабные реформы.
По истечению почти 30 лет Украина, не сумев найти путей сделать рентабельными советское машиностроение, наукоемкое производство и электронику, сосредоточилась на агрокомплексе и позициях сырьевого экспортера.
Китай проделал обратный путь. Начав с площадки для производства западных товаров, он последовательно усложнял сферы экономики и в итоге стал одним из мировых лидеров в производстве технологичных устройств.
Среди мировых открытий, принадлежащих Китаю, такие достижения, как: пересадка искусственной роговицы глаза; создание самого большого в мире радиотелескопа FAST; разработка первого в мире квантового спутника; самый мощный в мире экзафлопсный компьютер "Тяньхэ-3"; самый яркий в мире лазер на свободных электронах.
Причина таких успехов – построение Китаем инновационной модели экономики, где наука выступает одним из ее драйверов и стратегически поддерживается государством, а финансирование исследований идет сразу на трех уровнях: государственном, региональном и муниципальном.
Миф 2. С китайскими партнерами сложно работать
Очень часто от украинских бизнесменов приходится слышать, что дела с китайскими партнерами идут тяжело – контракты подписываются долго, а переговоры затягиваются. Причина тому – непонимание культурных особенностей китайского бизнеса.
Конечно, они тоже ориентированы на результат, но именно поэтому крайне тщательно подходят к выбору партнеров.
Им нужно присмотреться, понять культурный код страны, а вместе с тем и личные качества человека, с которым будут иметь дело.
Бизнес для них – не единичная сделка, а развитие долгосрочных отношений. Отсюда еще одна культурная различность: глубина горизонта планирования.
Для партнеров из Китая речь всегда идет минимум о трех-пяти годах. В нашей же непредсказуемой бизнес-среде на такие сроки мало кто прогнозирует.
Миф 3. Украина интересует Китай лишь как сырьевая база
Сейчас Украина действительно поставляет в Китай в основном сырье. Однако связано это с тем, что и предложить мы пока можем не много.
В то же время китайский бизнес заинтересован и в более технологичном сотрудничестве.
Один из наших партнеров и участник выставки Sail of Shanghai в Киеве Ли Чунцянь, глава Ассоциации коммуникационной индустрии Шанхая, подчеркивает, что если сейчас Украина в Китае известна скорее благодаря тяжелой промышленности и агросектору, то его организации заинтересованы в разработках для будущего.
Фокус на электронику, электронную коммерцию, смарт-устройства. При этом партнеры из Китая не просто ищут инновации здесь, но рассматривают возможность создавать совместные предприятия и искать решения вместе.
Украина им выгодна еще и географически, как плацдарм для выхода на рынки Европы. Интересно, что восприятие Украины как технологически развитой страны в Китае сохранилось еще с середины прошлого века, когда туда для развития производства приезжали именно украинские инженеры.
Миф 4. Китай партнер России
Серьезным предубеждением является то, что Китай стратегический партнер России. На это можно было бы ответить двумя такими постулатами.
У Китая нет постоянный друзей, есть постоянные интересы. Как страна с огромным историческим опытом и имеющая восточные философские корни, Китай всегда заботится о своих интересах.
Построение же тактических, временных союзов подчинено исключительно этой логике. При этом в самом Китае отделяют политику от экономики и поддерживают экономические связи со всеми выгодными им партнерами, включая Японию, отношения с которой у Китая остаются неоднозначными.
Политические вопросы откладываются до того момента, когда Китай будет иметь возможность их эффективно решать. К слову, понимание государственной политики Китая крайне важно и для развития бизнес-отношений.
Тут стоит учесть, что у китайских партнеров понимание важности и выгодности любого дела строится в последовательности: государство - компания - семья.
У нас же эта цепочка обратная, но именно такие различия стоит учитывать, анализируя стратегии китайских партнеров как в сделках, так и на международной арене.
Миф 5. Китай слишком мощный и у нас нет шансов сотрудничать на равных
Этот миф отличается от предыдущих, но не менее опасен. Восточная мудрость Китая подсказала ему уже очень давно, что выгоднее торговать, нежели воевать, а еще более выгодно торговать, когда отношения ваши построены на принципах победитель-победитель, что и положено в основу реализации последней китайской инициативы "Один пояс, один путь".
Идея того, что наше отставание настолько критично, что взаимовыгодного сотрудничества невозможно – просто нежелание начать решительно действовать на основе долгосрочного планирования. Да, стать партнером Китая непросто, но оно того стоит.
Сегодня Китай ежегодно инвестирует десятки, а по некоторым программам и сотни миллиардов долларов в экономику государств-партнеров, помогая развивать инфраструктуру и реализовывать стратегические проекты.
Чтобы получить такую возможность Украина должна также начать мыслить и действовать системно, гарантируя и демонстрируя это на государственном уровне.
Мы должны делать ставку не просто на выращивание и экспорт пшеницы, но на смену структуры нашей экономики, наукоемкое и технологическое производство – это то, что китайские партнеры готовы поддержать.
И это то, что выгодно самой Украине. Нам стоит и самим пройти путь Китая, начав с совместных производств и, постепенно наращивая возможности, усложняя нашу экономику, развивая науку, перейти к созданию собственных конкурентных товаров и известных во всем мире брендов.