Вдала інвестиція: кому давати гроші
По статистике выживает лишь один стартап из десяти. Успешными бизнесами и вовсе становятся единицы.
Если вы инвестор, тогда ваша задача - найти не просто жизнеспособную компанию, а компанию, которая в разы приумножит ваши накопления. На самом деле, это вполне реально, главное - придерживаться ряда правил при выборе объекта инвестирования.
В какие компании стоит инвестировать? Как выбрать компанию, которая принесет наибольшую прибыль? На что обращать внимание при выборе объекта для инвестиций?
Эти вопросы задает себе каждый инвестор, как начинающий, так и опытный. Сотни компаний ежегодно появляются на мировых фондовых рынках, но далеко не все из них позволят в будущем приумножить вложения инвесторов.
Для того чтобы выбрать компанию для инвестиций, нужно ответить на семь важных вопросов.
Протестировать их я предлагаю на двух компаниях, которые за последний год стали лидерами в нашем портфеле и принесли более 100% прибыли, - Etsy и Atlassian.
1. В чем заключается суть бизнеса?
Я считаю, что инвестировать нужно в идею, поэтому в каждой компании оценивать в первую очередь нужно именно ее. Идея должна быть простая и понятная.
Возьмем, к примеру, Google. Вы можете в двух словах объяснить, в чем суть бизнеса и как работает Google? Вряд ли. Инвесторы просто верят в Google, поэтому инвестируют деньги в его бизнес.
Определить идею компании Etsy несложно. Это нишевая платформа для электронной коммерции. Ее специализация - изделия ручной работы, винтажные вещи, уникальные товары ограниченного выпуска.
По сути, это Amazon для торговли handmade товарами. С одной стороны, handmade товары можно найти и на Amazon. Но с другой - только на Etsy вы найдете как продавцов со всего мира, так и handmade товары на любой вкус.
Вторая компания, которую мы взяли в качестве примера, - это австралийский разработчик программного обеспечения для IT-индустрии Atlassian.
Наиболее известными продуктами компании стали система отслеживания ошибок и управления проектами JIRA и платформа для обеспечения совместной работы, распространения документации и знаний Confluence.
2. Жизнеспособна ли бизнес-модель?
Идея создания удобного сайта для продажи вещей, сделанных собственными руками, пришла в голову создателю Etsy – фотографу и художнику Роберту Калину в 2005 году: тогда в интернете не было ни одного подобного сайта.
Уже в 2007 году на площадке была заключена миллионная сделка, а сейчас сайтом пользуются более 2 миллионов продавцов из 83-х стран и почти 35-ти млн покупателей со всего мира.
Сейчас популярность handmade и эксклюзивных товаров растет, поэтому интерес продавцов и покупателей к Etsy не утихает. Еще если три года назад с платформой сотрудничало около 9 тыс. продавцов из Украины, то теперь их больше 20 тыс..
Atlassian, которая изначально специализировалась на программном обеспечении для IT-индустрии, со временем существенно расширила клиентскую базу.
Теперь ее приложениями пользуются компании из других секторов - банки, фармпроизводители, представители FMCG-сектора. Среди ее клиентов Daily Telegraph, Twitter и даже NASA.
3. Является ли уникальным продукт компании и насколько широкий рынок, на котором компания работает?
Уникальность Etsy - в ее специализации. Если раньше продавцами были в основном частные производители из США, то теперь свою продукцию выставляют на продажу все больше компаний со всего мира.
Сейчас Etsy занимается созданием аналитических инструментов, которые позволят крупным продавцам эффективнее работать на площадке.
Atlassian начинала работать как узкоспециализированная компания, однако сейчас она вышла на новые рынки и постоянно расширяет свое присутствие.
4. Кто руководит компанией и какова мотивация топ-менеджмента?
В прошлом году произошла знаковая для Etsy перестановка в руководящем составе. Компанию возглавил Джош Сильвермэн, занимавший в прошлом управляющие должности в Ebay, Skype, American Express.
Он организовал более быструю доставку товаров на Etsy и внедрил оперативную систему расчетов. До этого Etsy испытывала определенные сложности с поставками и расчетами в пиковые периоды, например, в период рождественских и новогодних праздников.
Не менее знаковые руководители и у Atlassian. Председателем совета директоров компании является Шона Браун, в прошлом - член управленческой команды Google.
В быстрорастущих компаниях одна из основных мотиваций руководителей - получение пакета акций компании и, как следствие, дополнительный заработок на росте котировок.
5. Каковы финансовые результаты компании?
После смены топ-менеджмента Etsy темпы квартального роста компании составляют 20-25% год к году. Ключевым драйвером роста выручки является рост продаж на платформе. Количество продавцов за 2017 год выросло на 11%, покупателей - на 17%, продаж - на 14%.
Выручка компании Atlassian в 2016-2017 годах росла во всех регионах в среднем на 40% в год. 50% выручки компания получает из Америки, 39% - из Европы.
6. За счет чего компания будет зарабатывать в будущем?
Ожидается, что доходы Etsy в 2018 году вырастут на 32%. Например, в июне этого года компания сообщила о повышении комиссии для продавцов с 3,5% до 5%.
Учитывая, что доходы от комиссии в 2017 году составили более 40% общей выручки Etsy, то в 2018-м этот показатель будет еще больше.
К тому же, несмотря на повышение, комиссия Etsy остается ниже комиссии Amazon Handmade, а значит сотрудничество с Etsy по-прежнему будет привлекательным для производителей.
Также в планах компании - выход на новые рынки вне США, на долю которых сейчас приходятся 67% продаж. Например, в июле этого года Etsy заключила соглашение с немецкой площадкой DaWanda, которая объявила о своем закрытии.
Продажи в магазинах на DaWanda закрылись 30 августа, еще несколько месяцев продавцам будет доступна информация с сайта, а с 2019 года сайт будет автоматически перенаправлять пользователей на Etsy. Также Etsy расширяет свое присутствие в Индии.
За счет расширения бизнеса будет зарабатывать и Atlassian. В прошлом году компания приобрела облачное программное обеспечение для совместной работы Trello.
Аудитория Trello составляет около 19 млн пользователей, причем около половины из них работают не в IT-сфере. В планах компании дойти до аудитории в 100 млн пользователей.
7. Какую часть прибыли компания инвестирует в R&D (Research &Developmet, исследования и разработки)?
Инвестиции в R&D - важная составляющая инновационного бизнеса. Если компания вообще не тратит деньги на это направление или выделяет на это небольшие суммы, она обречена. В 2017 году Atlassian направила на R&D 50% выручки, в результате чего ей удалось разработать новые интересные и конкурентные продукты.