США і Китай: від любові до ненависті

США і Китай: від любові до ненависті

Пекін має намір посісти провідні позиції на світових ринках заради глобального домінування, тому торгова війна була питанням часу. (рос)
Середа, 15 серпня 2018, 16:48
експерт Інституту ім. Олександра Поля

Пока весь мир ругает Дональда Трампа за его политику протекционизма, нужно все же поискать причины возникновения торговой войны между США и Китаем.

Эта война назревала давно, просто до Трампа не было политика, который смог бы решиться на столь радикальные меры.

Причины войны кроются в экономической политике основного торгового партнера США — Китая. Можно назвать пять причин, почему война была неизбежной.

Первая причина. В погоне за низкими издержками многие американские компании начали переносить производство в страны с низким уровнем зарплат.

Реклама:

При этом начала развиваться так называемая внутрифирменная торговля, когда транснациональная компания в рамках своих подразделений в разных странах использовала трансфертное ценообразование с целью оптимизации расходов.

Данная торговля привела к тому, что из США в Китай экспортировались технологии и компоненты. Эти компоненты в Китае использовались для создания готового продукта, который потом в рамках своей компании возвращался в США.

Основная добавленная стоимость формировалась в странах с более низкими налогами или издержками, что вело к недополучению американским бюджетом миллиардов долларов налогов, что обусловило рост государственного долга.

Кроме того, перемещение производств обусловило потерю рабочих мест в высокотехнологичных областях. По данным Института экономической политики, перемещение производств в Китай обусловило потерю 3,2 млн рабочих мест. Из них 2,4 млн рабочих мест приходится на производственный сектор. Перемещение производств обусловило также рост торгового дефицита между США и Китаем.

Вторая причина. По данным Министерства торговли США, интеллектуальная собственность в 2014 году создала 6,6 трлн долл добавленной стоимости, что составляло почти 50% ВВП страны. Она обеспечивала занятостью 48 млн граждан и формировала более 800 млрд долл экспорта.

Учитывая эти данные, нетрудно предположить, что вопрос защиты авторских прав и патентов является для американцев жизненно важным. Китай же в этом вопросе выступает "главным злодеем". По оценкам Комиссии по краже интеллектуальной собственности, потери экономики США от кражи технологий оцениваются 300 млрд долл, где доля Китая составляет от 150 млрд долл до 240 млрд долл.

Еще одной проблемой кражи технологий является то, что конкуренты используют чужие технологии для завоевания рынков, которые принадлежали американцам.

Пример — спор Cisco i Huawei. Американцы обвиняют китайцев в краже технологий. Huawei, используя американские технологии, создала аналогичный товар и выиграла несколько крупных тендеров, обойдя компанию Cisco.

Другой немаловажной проблемой является существование рынка подделок. По данным Министерства внутренней безопасности, доля Китая на рынке поддельных товаров оценивается 88% или 1,2 трлн дол. Наличие незаконного рынка ведет к огромным убыткам собственников брендов.

Третья причина. Очень большое недовольство у американцев вызывает китайская политика в вопросе регулирования рыночного курса национальной валюты. Вернее, китайцев обвиняют в намеренном удержании низкого курса с целью повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Эту политику называют конкурентной девальвацией. Девальвация национальной валюты позволяет делать дешевле экспорт по сравнению с иностранными конкурентами, давая возможность выигрывать ценовую конкуренцию. Данная политика ведет также к удорожанию импорта, что снижает его объемы.

Конечно, это приводит к ассиметричной торговле, что вызывает недовольство партнеров. Несмотря на требования западных стран укрепить валюту, китайское правительство проводило валютные интервенции, которые снижали курс юаня.

Четвертая причина. Невыполнение Китаем своих обязательств перед Всемирной торговой организацией, в первую очередь — по пошлинам. Хотя средневзвешенная пошлина в Китае составляет 9,9%, она очень высокая для западных стран, чтобы конкурировать с Китаем на внутреннем рынке.

По некоторым позициям пошлина выше средневзвешенной. Так, по автомобилям она достигает 25%, что в десять раз выше, чем пошлина в развитых странах.

Недовольство вызывают и другие инструменты: субсидии, экспортные ограничения на сырье, ограничения ПИИ, требующие передачи технологий и совместного производства с китайцами, преференции при государственных закупках внутренним производителям, торговое финансирование.

В ВТО на Китай было подано много жалоб, но он их проигнорировал.

Пятая причина — политика так называемого государственного капитализма в Китае. По оценкам Госдепа, китайское правительство контролирует 150 тыс компаний, которые создают 30-50% китайской экономики. Такой разброс говорит о том, что реального размера китайского госсектора в США не знают.

Кроме наличия госкомпаний, недовольство вызывает китайская политика в области поддержки своих компаний, которая, по мнению американцев, искажает реальную конкуренцию и дает преимущество китайским фирмам.

В этом Китаю помогает государственный банковский сектор, который является основным инструментом поддержки китайского производителя.

Учитывая эти причины, можно сказать, что обе стороны хороши. Обвиняя в торговой войне только США, мы выставляем Китай белой овечкой, что не соответствует действительности. Как должны реагировать американцы? Делать вид, что ничего не происходит, или защищать интересы своей страны?

Понятно, что Китай преследует цель занять ведущие позиции на мировых рынках, что может обеспечить ему мировое доминирование. Поэтому вполне понятно, что вопрос возникновения торговой войны был лишь вопросом времени.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: