Про пенсії і методи маніпуляції індексом VIX
Последние шесть лет я занимаюсь квантовым трейдингом на западном фондовом рынке и потерял из виду украинский рынок.
Случайно попал на фейсбук-обсуждение пенсионной реформы или законопроекта №6677 о введении обязательной накопительной системы государственного пенсионного страхования или второго уровня пенсионного обеспечения.
Моя точка зрения состоит в том, что еще рано запускать деньги будущих пенсионеров в украинский фондовый рынок, так как законодательство дырявое и позволяет легко манипулировать рынком, а регулятор не имеет достаточно ресурсов для контроля трейдеров и управляющих компаний.
Если на украинском рынке манипуляции относительно простые — вывод активов компании через продажу "непрофильных активов" или через мусорные облигации, то на западном рынке манипуляции более сложные и технологичные. В этой статье я расскажу о механизмах манипуляции индексом VIX — индексом "страха".
Для начала — что такое индекс VIX, почему он важен и зачем им манипулировать.
Наиболее широко известный индекс акций в США — это S&P500, в его индексной корзине находятся 500 самых крупных публичных компаний Америки. Он, собственно, отражает состояние экономики США и настроение инвесторов.
Если все хорошо в датском королевстве, если инвесторы считают, что и дальше все будет хорошо, он растет. Если инвесторы нейтральны, он стоит на месте. Если сгущаются тучи, индекс ползет вниз либо падает, как шкаф.
На Чикагской бирже листингованы опционы на этот индекс — это право купить или продать индекс акций по заранее оговоренной цене (страйк). По сути, это страховка от роста или падения индекса. Цена опциона не статична, она меняется в зависимости от настроений рынка.
Если все спокойно — цена падает (хотя сам индекс в такой ситуации растет), если мониторы трейдеров моргают красным, а новостные ленты забиты негативными сообщениями, то цена опционов растет. Даже если нет каких-то негативных новостей, но в обороте нетипичный объем опционов, цена их опять же растет.
Так вот: индекс VIX рассчитывается из средневзвешенной цены опционов на индекс S&P500 с различными страйками со временем жизни 23-37 дней. По сути, он отражает оценку инвесторами волатильности рынка на ближайший месяц.
Здесь мы должны понимать, что опционы с разной ценой исполнения имеют разную цену и разную ликвидность. Чем ближе страйк к "деньгам" (текущему значению индекса S&P500), тем он более дорогой и более ликвидный. Чем дальше от "денег" — тем менее ликвидный и более дешевый.
Вот мы и подошли к самой интересной части, следите за руками.
На индекс VIX листингованы опционы и фьючерсные контракты. Другими словами, индексом VIX можно торговать. Используют же фьючерсы и опционы на VIX для хеджирования риска портфелей акций. Рынок фьючерсов довольно большой, типичный дневной оборот — 0,5-1 млрд долл.
Раз в месяц происходит экспирация (исполнение) фьючерсных контрактов и опционов. Поскольку индекс VIX — это некое эфемерное расчетное значение, то при исполнении фьючерса или опциона на этот индекс поставка невозможна. Вместо индекса поставляются деньги, так называемый cash settled contract.
Будьте внимательны, не моргайте. В день экспирации в далеких от денег опционах стремительно растет оборот. Кто-то начинает покупать и продавать опционы, поднимая стоимость опционов в далеких от денег страйках.
Эти страйки учитываются в расчете индекса VIX, хотя они малоликвидны, и крайне маловероятно, что индекс S&P500 за день упадет до этих страйков.
Происходят скачки объема торгов опционами синхронно с расчетом индекса VIX — раз в 15 секунд. Вследствие этого разница в объеме торгов опционами, далекими от денег, в день экспирации фьючерсов и опционов на VIX вырастает в два-три раза по сравнению с обычными днями.
Эта аномалия наблюдается только в тех опционах на индекс S&P500, которые участвуют в расчете индекса VIX. Во всех остальных опционах — тишина. Разница в два-три раза не может быть обусловлена рыночным шумом, спонтанной активностью инвесторов или другими факторами.
Единственное логичное объяснение этой аномалии — это деятельность одного либо группы манипуляторов рынка, которые хотят, чтобы экспирация деривативов прошла по более высокому значению индекса VIX.
Эта аномалия известна, она освещена в нескольких исследованиях. Встречаются разные оценки разницы в суммарной стоимости экспирации деривативов VIX вследствие этой аномалии — от сотен миллионов до 1,8 млрд долл.
Вот такая магия: зритель впечатлен фокусом, но секрета не понял. Ни зритель, ни трейдер, ни регулятор. Как видите, хитрый Лыс Мыкыта водится не только в лесах Полесья, но и в прериях и резервациях.
Чтобы окончательно развеять уверенность в непорочности западного фондового рынка, хотел бы сообщить, что на Франкфуртской фондовой бирже рассчитывается аналогичный VIX-у индекс волатильности VSTOXX по опционам на Euro Stoxx 50, и на VSTOXX наблюдается аналогичная аномалия.
Регуляторы в США имеют громадные ресурсы для управления рынком, но даже от них пока нет никакой реакции на описанные аномалии.
Пенсионная реформа Украины согласно законопроекту №6677 предполагает залить в наш слабо регулируемый рынок около 70 млрд грн будущих пенсионеров.
Наши регуляторы не имеют ни ресурсов, не инструментария для отслеживания манипуляций. Надеюсь, сначала регулятор и законодатели вычистят рынок от возможностей для манипуляций, а уж затем туда пойдут деньги пенсионеров.