Які офшори потрібні Україні
Воображение простых людей, кто задумывается над словом "офшор", рисует какие-то острова, где какое-то время назад жили пираты, а оставшиеся после них попугаи продолжают твердить "пиастры, пиастры, пиастры".
Многие годы, украинские СМИ, большинство из которых принадлежит офшорам, убеждали, что офшоры - это обязательно плохо, и с этим нужно бороться.
Современные страны-офшоры представляют из себя финансовые центры, надежно обеспечивающие законность, банковскую тайну и отсутствие налогов на предпринимательскую деятельность за пределами страны.
Вот несколько примеров: Сингапур, Гонконг, Объединенные арабские эмираты, Новая Зеландия, Уругвай, Шотландия, ЮАР. Если вы не специалист в этой области, то никогда бы не подумали, что эти страны - "офшоры", но это факт.
Если вы торгуете внутри страны, то налоги будут астрономические, кроме ОАЭ. Как только местные компании начинают зарабатывать в других странах, налоги в стране регистрации уменьшаются до нуля.
Это не значит, что эти компании нигде не платят налогов. Просто страна, которая их зарегистрировала, считает, что они должны платить налоги в той стране, где заработаны эти деньги.
Даже в Великобритании, где одни из самых высоких налогов в мире, есть виды компаний, которые не платят налоги с доходов за пределами страны.
Такая политика позволила Сингапуру, Гонконгу, ОАЭ превратиться в мировые финансовые центры. Туда стекаются сотни миллиардов долларов и евро со всего мира, что обеспечивает работой юридический и финансовый секторы этих стран.
Остальные страны из списка "офшоров", которым повезло меньше, пытаются им подражать и надеются повторить их успех.
Это правда, что первые офшоры были на островах и создавались после Второй мировой войны европейцами и американцами.
Американцам ближе были Карибы - мы все смотрели фильмы про офшорные Багамы, Сент-Винсент, Гренаду, Белиз. Европейцы-англичане выбирали свои же бывшие колонии - Британские Виргинские Острова, Гибралтар.
Изначально офшоры задумывались для управления наследством. Дело в том, что в странах Европы и США налог на наследство доходит до 90% процентов, то есть по сути наследники ничего не получают.
Использование офшоров и трастовых соглашений позволяло передавать управление семейным бизнесом из поколения в поколение без уплаты налогов.
Конечно, криминальные элементы не упустили возможность воспользоваться преимуществами офшоров, изначально созданных для других целей. В офшоры устремились торговцы оружием, наркобароны и коррупционеры всех мастей, но было это в прошлом веке, в современных офшорах все по-другому.
C начала 2000-х годов классические офшорные страны получили новое законодательство, требующее большей прозрачности, чем в Украине, при открытии компаний на их территории.
Юридические фирмы, регистрирующие офшорные компании, сертифицированы правительствами и давно работают на спецслужбы США или Великобритании.
Неужели у кого-то возникнет хоть тень сомнения, что если бы, например, США захотели, то не закрыли бы эти офшоры в течение месяца? Теоретически сделать это можно даже быстрее, просто отключив компании этой страны от системы мировых платежей SWIFT.
Помните, как когда-то этим "пугали" Россию, а она в ответ грозилась начать ядерную войну? Например, офшор на острове Ниуэ был закрыт в 2001 году, когда власти США сделали невозможным банковские платежи в долларах для зарегистрированных там компаний.
Современные офшоры имеют самые последние правовые системы, надежно защищающие инвестиции по всему миру. Любые новые требуемые изменения в законодательство вводятся быстро и эффективно, что не достижимо для политических систем таких стран, как США и Великобритания.
Офшоры ускоряют мировые финансовые процессы и способствуют росту мировой экономики. По оценкам специалистов стоимость активов, контролируемых через офшоры, превышает 20 трлн долл.
США и Европа озабочены тем, что компании, зарегистрированные в офшорных странах, могут использоваться для финансирования терроризма и уклонения от уплаты налогов их гражданами. Именно с этим, а не с офшорами вообще, идет жесткая борьба спецслужб этих стран.
Но если офшорные компании используются для того, чтобы быть ближе к деньгам инвесторов или благам европейской цивилизации с более совершенным, чем в Англии, законодательством, то европейские страны и США смотрят на офшоры как на инструмент для существования мировой экономики и своих экономик.
Последняя утечка информации из документов клиентов панамского регистратора, регистрирующего офшоры по всему миру, по заключениям многих экспертов, не могла произойти без участия спецслужб.
Видимо, кто-то решил "сбросить балласт", подчистив ряды коррупционеров и налоговых уклонистов из стран Азии, Европы и СНГ, хранящих свои активы с использованием офшорных компаний.
Поменяет ли это что-либо в офшорном мире? Нет. Просто одни, незаконно накопившие свои богатства, их лишатся, а другие, кому повезло больше, поймут, что в этом мире нет ничего постоянного, если ты нарушаешь закон.
Если же офшорные компании использовались без нарушения закона, то не может быть никаких негативных последствий.
За последнюю неделю самым известным офшором в Украине стали Британские Виргинские острова - BVI.
Как юрист могу заверить, что с 2005 года требования по раскрытию информации о собственниках компаний на BVI - одни из самых строгих в мире, а местные юристы работают исключительно по принципу "знай все о своем клиенте".
Сложно представить, чтобы украинские регистраторы при открытии ООО в Украине требовали у учредителей платежки за коммунальные услуги на их имя для подтверждения места жительства и рекомендательные письма из банков.
На BVI, где без этих документов компанию никто не откроет, зарегистрировано больше 430 тыс фирм - это 40% всех офшоров в мире. При том, что в этой стране всего 25 тыс жителей.
Каждая из фирм ежегодно платит государству и местным юристам около 600 долл. Получается годовой доход 10 тыс долл на каждого жителя. Это следствие наилучшего соотношения цены и качества - законодательной системы страны, представляющей из себя улучшенную версию права из Великобритании.
Главное - офшоры не должны использоваться для минимизации налоговых и таможенных платежей, вывода и хранения украденных из госбюджета денег.
Мир глобализирован, и офшорные компании входят в корпоративные структуры Facebook, Google, Apple, Samsung, продуктами которых мы пользуемся ежедневно.
В 2015 году на счетах офшорных компаний, входящих в Apple, находилось больше 64 млрд долл. Microsoft утроила сумму денег на ее офшорных счетах с 2010 года по 2015 год.
В марте 2015 года Барак Обама встречался с директорами американских компаний Xerox, Micron Technology, Qualcomm, IBM и EMC Corp., которые суммарно накопили на офшорных счетах 114 млрд долл. Обаме так и не удалось убедить эти компании вернуть в США деньги и заплатить с них налог.
Всего же американские компании задекларировали в налоговых органах США больше 2 трлн долл в офшорах. Однако они не возвращают эти деньги в США и не платят с них налоги, мотивируя это необходимостью инвестировать в иностранные активы.
Может быть, Украине тоже повезет, и мы получим хотя бы часть этих денег в качестве инвестиций? Для сравнения: доходы бюджета Украины в 2016 году составляют около 25 млрд долл.
В структуре группы Ротшильдов, которой Петр Порошенко передал в траст свою фабрику "Рошен", как в любом крупном транснациональном бизнесе, обязательно находятся офшоры.
Любой, кто зайдет на сайт группы, сможет убедиться, что на офшорном острове Гернси, Нормандские острова, зарегистрирован и находится один из банков, входящих в эту группу, "Ротшильд банк интернешенл лиметед", а также компания "Ротшильд" по управлению трастами, в том числе и "слепыми".
Отличие офшора на острове Гернси от Британских Виргинских островов только в том, что Гернси находится в проливе Ла-Манш между Францией и Англией, а значит, долететь туда из Парижа или Лондона можно всего за час.
Оценивать чистоту "офшорных" компаний, используемых украинцами, нужно по тому, уклоняются и минимизируют ли они налоги, таможенные платежи в Украине, "отмывают" ли через них деньги, украденные из бюджета.
Ведь именно так поступают власти стран Европы и США, принимая офшорные компании как неизбежность, если они не нарушают закон.
Мелкому и среднем бизнесу в Украине не нужны офшоры - ставка налогов по упрощенной системе налогообложения - от 1% до 5%, что делает нашу страну настоящим офшором с точки зрения европейцев и американцев.
Другое дело, что коррупция делает Украину малопривлекательной для инвестиций. Чтобы это исправить, нужно срочно проводить реформы. Так, возможно, стоит принять, что офшоры - это инструмент крупного бизнеса во всем мире для инвестирования и привлечения инвестиций.
Офшоры могут стать лекарством для украинской экономики, одним из каналов инвестиций в страну, а значит - роста ее экономики и доходов украинцев.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.