Та нехай крадуть, але з прибутку
Как бы "майдан-лайт" и проваленная отставка Яценюка, после которой ничего кардинального не случилось, не расслабили наших имитаторов реформ.
Хотя не сказать, что они сильно нервничали.
Они в своей зоне комфорта и им там хорошо, хоть и приходится бороться за стабильно уменьшающийся пирог.
При этом власть не понимает главного: общественного договора как не было, так и нет.
Его пытаются подменить разным унылым г… вместо реформ и лозунгами по борьбе с коррупцией, которые уже оседлали все, кому не лень. Особенно те, кто хотят до этой вожделенной коррупции добраться.
А люди, увы, понимают революцию как возможность сбросить зажравшихся коррупционеров и посадить на их места честных и порядочных. С копеечными зарплатами, громадной ответственностью и с возможностью распределения денежных потоков. И ждать, что в стране начнется процветание...
Но даже если взять реально произошедшие за прошлый год позитивные изменения, например, в госзакупках, и суммировать прозвучавшие в отчетах миллиарды сэкономленных бюджету гривен, то возникает закономерный вопрос: где эти деньги и где изобилие? Или хотя бы снижение темпов падения экономики?
Напротив - люди нищают, госдолг за два последних года вырос в два раза. И пронзает догадка, что может не только в персоналиях у корыта дело?
Так может начнем бороться не со следствием, а с причиной?
Всего-то нужно предложить активным членам гражданского общества выдвигать власти не популистские, а реальные требования, которые в корне переломят ситуацию, сделают расцвет Украины неминуемым и подарят надежду всем, кто хочет и умеет созидать.
Шагов, которые могут сделать изменения необратимыми, немного, но каждый главный.
1. Снижение налогов до уровня, который бизнес готов платить, не минимизируя.
Есть концепция авторов закона 3357, ее и нужно брать за основу, и с ней согласны все, кроме Яресько и Яценюка. Его принятие приведет к позитивной предпринимательской активности свободных и уверенных в завтрашнем дне людей, которым надоело чувствовать себя преступниками в своей стране.
Налоговая реформа возможна совместно с дерегуляцией. Фискальное насилие приводит лишь к криминализации и тенезации бизнеса. Только снижение ставок налогов даст их совокупное абсолютное увеличение.
Этого не понимают инвестбанкиры у власти, никогда не сталкивающиеся по жизни с мелким и средним бизнесом и считающие всех поголовно потенциальными преступниками, которым как ни снижай налоги - все равно платить не будут.
Так давайте проверим - все равно терять уже нечего, и без иглы МВФ у вас начнется ломка и агония.
Кроме того, без понятного внешним (а теперь уже и убегающим внутренним) инвесторам конкурентного преимущества Украины в виде самых низких в Европе налогов (плюс стабильность) ждать инвестиций смешно.
2. Налоги будут платить все, когда увидят, куда они идут, и что они справедливо распределяются. Потребуется конституционно ограничить расходы госбюджета нормой 35% от ВВП, а дефицит бюджета категорично не допускать.
Это приведет к тому, что воровать, конечно, будут (даже в Китае воруют, хоть у них есть смертная казнь), но с прибылей!
Сейчас у нас госрасходы больше 52% от ВВП, а с учетом теневых затрат бизнеса на "крышевание", "откаты" и взятки - более 60%! То есть выше самых "социалистических" крупных и благополучных европейских стран.
В Украине немыслимая нагрузка на прожорливый госаппарат. Он включает в себя почти 5 млн людей, работающих на госпредприятиях, производящих в основном убытки.
Ограничение их финансирования не принятыми очередной предновогодней ночью сонным парламентом цифрами бюджета, а процентами от его реального выполнения при невозможности залазить в дефицит бюджета заставит госаппарат крутиться по-настоящему.
У них просто не останется выхода, кроме как работать эффективно или "валить". Понятно, что это невероятно сложно, и придется резать по живому. Понятно, что сотни тысяч людей в результате будут вынуждены искать себе применение.
Понятно, что даже при тотальной нехватке рабочих рук в строительстве и неудовлетворенном спросе на жилье и нормальные дороги многие сокращенные чиновники, силовики и бюджетники не видят себя в этом. Ну а что лучше - потерять страну в результате дефолта, смуты и внешней агрессии?
3. Неприкосновенность прав собственности. Судебная реформа.
4. Налоговая амнистия по прошлым периодам всеобщей минимизации, необходимой для выживания и конкурентоспособности.
5. Равные и единые правила игры для всех.
Все сказанное должно создать ситуацию, когда воровать будут с прибылей, а не с убытков, как во всех цивилизованных странах. Везде в мире госсектор - еще то болото, взятки и неэффективность.
Ну и пусть себе подворовывают в своем стойле, крутят, вертят, возмещают себе НДС, отбиваются от новомодного НАБУ и прочих оставшихся после сокращения силовиков, подсаженных на процент от возвращенных в бюджет денег.
Но дайте стране развиваться, а людям работать свободно и спокойно. Увольте их от нужды тратить свое время на бесконечные новости о том, кто у нас министры, кто по какой партийной квоте пришел и на каком потоке сидит.
Тогда и деньги в бюджете появятся на проведение остальных реформ, на социальные расходы, медицину и образование.
Для тех, кого возмущает заголовок, добавлю цитату зама генерального прокурора Виталия Касько - об эффективности всех вместе взятых наших силовиков и борцов с коррупцией для госбюджета: "За весь прошлый год в украинский бюджет были возвращены порядка 300 тыс грн так называемых коррупционных средств".
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.