Государство продолжает уничтожать газовую отрасль ®

Государство продолжает уничтожать газовую отрасль ®

Самое главное в возникшем кризисе газодобывающей отрасли это то, что отсутствует нормальный диалог между правительством и всеми добывающими компаниями, нас просто никто не слышит
Понеділок, 13 липня 2015, 14:00
директор предприятия с иностранными инвестициями "Арабский Энергетический Альянс ЮЕЙ" arabenergyalliance.com

Наша компания занимается поиском и добычей природного газа, газового конденсата и нефти на двух лицензионных площадях, расположенных в Полтавской области. Ежегодно мы осуществляли бурение новых, капитальные ремонты существующих и восстановление ранее ликвидированных скважин, создали 100 новых рабочих мест, построено 2 цеха подготовки и переработки газа и газового конденсата.

Только в 2012-14 гг. было осуществлено капитальных вложений на сумму более 30 млн. долларов США.
В августе 2014 года Кабинетом министров Украины была почти в два раза повышена ставка рентной платы до конца года – сначала, как временная мера для наполнения "пустой казны", а затем эта ставка была заложена в Налоговый кодекс на 2015 год.

В этих условиях почти 80% поступлений от реализации добытого газа стало уходить на платежи в бюджет, и предприятие стало убыточным. В течение года мы еще держались на запасе НДС, сформированным за счет ранее проведенных работ по разведке, бурению и строительству, но в связи с прекращением всех работ по развитию производства, предприятие оказалось на грани банкротства. С начала года мы почти на 30% сократили персонал и уменьшили зарплаты, но это не спасает положение.

В результате действий Правительства и Верховной Рады, предприятия, ведущие добычу газа в Украине, сокращают программы по разведке и добыче, т.к. большую часть средств от продажи газа им пришлось направить не на развитие, а на уплату повышенной рентной ставки. Иностранные инвесторы из-за нестабильной экономической ситуации в стране снизили или вообще приостановили финансирование развития проектов по бурению в Украине. За первое полугодие 2015 года 80% газодобывающих компаний сократили добычу газа.

Реклама:

Компания "Арабский Энергетический Альянс ЮЕЙ" является предприятием со 100% иностранным капиталом, и за весь период деятельности инвесторы вложили в освоение украинских месторождений более 100 млн. долларов США. И когда предприятие, наконец, начало давать продукцию, государство, по сути, не только лишило инвесторов возможности развивать предприятие, но даже и думать о перспективе возврата своих инвестиций в Украину. Ведь целью инвестиций является не одностороннее наполнение бюджета, а взаимовыгодное сотрудничество.

Нужно отметить, что профильные министерства (Минтопэнерго и Министерство экологии и природных ресурсов), которые являются ответственными за развитие отрасли, неоднократно выступали и выступают за пересмотр налоговой политики в сфере добычи газа, и настаивают на возврате к ранее действующим размерам рентных ставок или, по крайней мере, к их значительному снижению.

С февраля 2015 года в комиссиях Верховной Рады рассматривался законопроект № 2120, предусматривающий размер рентной платы 35% при добыче с глубины до 3 км., 28% для глубины до 5 км. и 15% для добычи с глубины более 5 км. Эти ставки почти полностью совпадают с предложениями международной консалтинговой компании IHS, которая, по поручению Министерства финансов Украины, провела анализ экономических и геологических показателей газодобывающих компаний Украины и предложила в качестве оптимального решения введение ставок в соотношении 34% - 29% - 14%.

30 июня в Верховной раде должно было, наконец, состояться голосование по данному законопроекту, но очередь до его рассмотрения в этот день не дошла, а уже 2 июля он снова был направлен на очередную доработку в комиссии, и когда теперь депутаты повернутся лицом к проблеме умирания газодобывающей отрасли, неизвестно.  

Кабинет Министров, в лице Министерства финансов, тоже не торопится с принятием мер по восстановлению адекватной системы налогообложения, которая позволила бы предприятиям газодобывающей отрасли выйти из коллапса, вернуться к программам разведки новых и разработки существующих месторождений и увеличению добычи, и, в конечном счете, добиваться увеличения доли отечественной добычи в балансе газа в Украине.

Только к 1.07.2015 рабочая группа, созданная Министерством финансов по поручению Премьер-Министра Украины А.П.Яценюка, подготовила предложения по внедрению новой модели налогообложения газодобывающих предприятий, которая, к слову, отличается и от находящегося в Верховной Раде законопроекта и от предложения международной компании IHS.

Минфин предлагает уменьшить рентные ставки только с 1 октября 2015 и только до 40% (для скважин до 5 км.) и 20% (для более мелких скважин). Учитывая, что большинство скважин имеют глубину меньше 5 км, то реальный размер ренты составит 40% по сравнению с 28%, которые были до принятия "грабительских" 55%. Это позволит спастись от умирания, но все равно не даст возможности иметь прибыль для реинвестирования. На долгосрочную перспективу предлагается более эффективная модель (рента 20% и дополнительный налог на прибыль 30%), которая действительно стимулирует предприятия реинвестировать полученную прибыль и наращивать объемы добычи. Однако когда эта модель будет реализована, пока непонятно.

7 июля Премьер-Министр Украины А.П. Яценюк заявил, что "во время украинско-американской инвестиционной конференции, которая вскоре пройдет в Вашингтоне, правительство представит новую стимулирующую систему налогообложения в энергетическом секторе". При этом позиция в отношении газодобывающих компаний Премьер-Министра была выражена следующей формулой: "Если они нам дают гарантии по увеличению объема добычи, тогда государство перейдет на более прогрессивную и эффективную систему налогообложения в энергетическом секторе". Т.е. сначала государство ликвидировало систему, при которой предприятия имели возможность вкладывать деньги в развитие, и довело их до кризиса, а теперь требует гарантий инвестиций и увеличения добычи за обещание ослабить финансовое давление. При этом нужно понимать, что предприятия сами заинтересованы в реинвестировании и увеличении добычи, но это государство должно дать гарантии, что оно не будет менять правила в свою пользу после того, как инвестор вложил свой капитал в развитие отрасли.

Складывается впечатление, что и Премьер-Министр, и Минфин не понимают, или не хотят понимать, из чего складывается добыча газа. Они привязываются только к глубине бурения и стоимости газа, однако, хотя это и большая составляющая в добыче, но далеко не вся, и будет неправильно проводить подсчеты, базируясь только на этих величинах. Например, наша компания, прежде чем ввести в разработку два месторождения и начать добычу, потратила более 70 млн. долларов на приобретение лицензий, сейсмическую разведку, строительство трубопроводов и установок по подготовке и переработке газа (УППГ) и бурение разведывательных скважин. Бурение одной скважины обходится в 8-14 млн. долларов, и не каждая скважина дает продукцию. Вложенные инвестиции дают отдачу в виде увеличения добычи через 3-5 лет.

Самое главное в возникшем кризисе газодобывающей отрасли это то, что отсутствует нормальный диалог между правительством и всеми добывающими компаниями, нас просто никто не слышит или не хочет услышать. Вместо того, чтобы развивать свою добычу, наша страна успешно тратит валюту и покупает газ за рубежом (при том что правительство постоянно обращается за валютными вливаниями к международным кредитным организациям и испытывает ее постоянный дефицит), таким образом всячески способствует и без того невероятно большой безработице выбрасывая специалистов высокого уровня на улицу либо толкая их на то, чтобы они искали применения своих знаний в других странах. Мы считаем, что такое отношение к отрасли является преступным и приведет к ее быстрому развалу.

Учитывая, какими темпами, и в каком ключе идет обсуждение этой проблемы в коридорах правительства и парламента, можно лишь констатировать, что государство продолжает планомерно уничтожать газовую отрасль.

На правах рекламы

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!