Государство продолжает уничтожать газовую отрасль ®
Наша компания занимается поиском и добычей природного газа, газового конденсата и нефти на двух лицензионных площадях, расположенных в Полтавской области. Ежегодно мы осуществляли бурение новых, капитальные ремонты существующих и восстановление ранее ликвидированных скважин, создали 100 новых рабочих мест, построено 2 цеха подготовки и переработки газа и газового конденсата.
Только в 2012-14 гг. было осуществлено капитальных вложений на сумму более 30 млн. долларов США.
В августе 2014 года Кабинетом министров Украины была почти в два раза повышена ставка рентной платы до конца года – сначала, как временная мера для наполнения "пустой казны", а затем эта ставка была заложена в Налоговый кодекс на 2015 год.
В этих условиях почти 80% поступлений от реализации добытого газа стало уходить на платежи в бюджет, и предприятие стало убыточным. В течение года мы еще держались на запасе НДС, сформированным за счет ранее проведенных работ по разведке, бурению и строительству, но в связи с прекращением всех работ по развитию производства, предприятие оказалось на грани банкротства. С начала года мы почти на 30% сократили персонал и уменьшили зарплаты, но это не спасает положение.
В результате действий Правительства и Верховной Рады, предприятия, ведущие добычу газа в Украине, сокращают программы по разведке и добыче, т.к. большую часть средств от продажи газа им пришлось направить не на развитие, а на уплату повышенной рентной ставки. Иностранные инвесторы из-за нестабильной экономической ситуации в стране снизили или вообще приостановили финансирование развития проектов по бурению в Украине. За первое полугодие 2015 года 80% газодобывающих компаний сократили добычу газа.
Компания "Арабский Энергетический Альянс ЮЕЙ" является предприятием со 100% иностранным капиталом, и за весь период деятельности инвесторы вложили в освоение украинских месторождений более 100 млн. долларов США. И когда предприятие, наконец, начало давать продукцию, государство, по сути, не только лишило инвесторов возможности развивать предприятие, но даже и думать о перспективе возврата своих инвестиций в Украину. Ведь целью инвестиций является не одностороннее наполнение бюджета, а взаимовыгодное сотрудничество.
Нужно отметить, что профильные министерства (Минтопэнерго и Министерство экологии и природных ресурсов), которые являются ответственными за развитие отрасли, неоднократно выступали и выступают за пересмотр налоговой политики в сфере добычи газа, и настаивают на возврате к ранее действующим размерам рентных ставок или, по крайней мере, к их значительному снижению.
С февраля 2015 года в комиссиях Верховной Рады рассматривался законопроект № 2120, предусматривающий размер рентной платы 35% при добыче с глубины до 3 км., 28% для глубины до 5 км. и 15% для добычи с глубины более 5 км. Эти ставки почти полностью совпадают с предложениями международной консалтинговой компании IHS, которая, по поручению Министерства финансов Украины, провела анализ экономических и геологических показателей газодобывающих компаний Украины и предложила в качестве оптимального решения введение ставок в соотношении 34% - 29% - 14%.
30 июня в Верховной раде должно было, наконец, состояться голосование по данному законопроекту, но очередь до его рассмотрения в этот день не дошла, а уже 2 июля он снова был направлен на очередную доработку в комиссии, и когда теперь депутаты повернутся лицом к проблеме умирания газодобывающей отрасли, неизвестно.
Кабинет Министров, в лице Министерства финансов, тоже не торопится с принятием мер по восстановлению адекватной системы налогообложения, которая позволила бы предприятиям газодобывающей отрасли выйти из коллапса, вернуться к программам разведки новых и разработки существующих месторождений и увеличению добычи, и, в конечном счете, добиваться увеличения доли отечественной добычи в балансе газа в Украине.
Только к 1.07.2015 рабочая группа, созданная Министерством финансов по поручению Премьер-Министра Украины А.П.Яценюка, подготовила предложения по внедрению новой модели налогообложения газодобывающих предприятий, которая, к слову, отличается и от находящегося в Верховной Раде законопроекта и от предложения международной компании IHS.
Минфин предлагает уменьшить рентные ставки только с 1 октября 2015 и только до 40% (для скважин до 5 км.) и 20% (для более мелких скважин). Учитывая, что большинство скважин имеют глубину меньше 5 км, то реальный размер ренты составит 40% по сравнению с 28%, которые были до принятия "грабительских" 55%. Это позволит спастись от умирания, но все равно не даст возможности иметь прибыль для реинвестирования. На долгосрочную перспективу предлагается более эффективная модель (рента 20% и дополнительный налог на прибыль 30%), которая действительно стимулирует предприятия реинвестировать полученную прибыль и наращивать объемы добычи. Однако когда эта модель будет реализована, пока непонятно.
7 июля Премьер-Министр Украины А.П. Яценюк заявил, что "во время украинско-американской инвестиционной конференции, которая вскоре пройдет в Вашингтоне, правительство представит новую стимулирующую систему налогообложения в энергетическом секторе". При этом позиция в отношении газодобывающих компаний Премьер-Министра была выражена следующей формулой: "Если они нам дают гарантии по увеличению объема добычи, тогда государство перейдет на более прогрессивную и эффективную систему налогообложения в энергетическом секторе". Т.е. сначала государство ликвидировало систему, при которой предприятия имели возможность вкладывать деньги в развитие, и довело их до кризиса, а теперь требует гарантий инвестиций и увеличения добычи за обещание ослабить финансовое давление. При этом нужно понимать, что предприятия сами заинтересованы в реинвестировании и увеличении добычи, но это государство должно дать гарантии, что оно не будет менять правила в свою пользу после того, как инвестор вложил свой капитал в развитие отрасли.
Складывается впечатление, что и Премьер-Министр, и Минфин не понимают, или не хотят понимать, из чего складывается добыча газа. Они привязываются только к глубине бурения и стоимости газа, однако, хотя это и большая составляющая в добыче, но далеко не вся, и будет неправильно проводить подсчеты, базируясь только на этих величинах. Например, наша компания, прежде чем ввести в разработку два месторождения и начать добычу, потратила более 70 млн. долларов на приобретение лицензий, сейсмическую разведку, строительство трубопроводов и установок по подготовке и переработке газа (УППГ) и бурение разведывательных скважин. Бурение одной скважины обходится в 8-14 млн. долларов, и не каждая скважина дает продукцию. Вложенные инвестиции дают отдачу в виде увеличения добычи через 3-5 лет.
Самое главное в возникшем кризисе газодобывающей отрасли это то, что отсутствует нормальный диалог между правительством и всеми добывающими компаниями, нас просто никто не слышит или не хочет услышать. Вместо того, чтобы развивать свою добычу, наша страна успешно тратит валюту и покупает газ за рубежом (при том что правительство постоянно обращается за валютными вливаниями к международным кредитным организациям и испытывает ее постоянный дефицит), таким образом всячески способствует и без того невероятно большой безработице выбрасывая специалистов высокого уровня на улицу либо толкая их на то, чтобы они искали применения своих знаний в других странах. Мы считаем, что такое отношение к отрасли является преступным и приведет к ее быстрому развалу.
Учитывая, какими темпами, и в каком ключе идет обсуждение этой проблемы в коридорах правительства и парламента, можно лишь констатировать, что государство продолжает планомерно уничтожать газовую отрасль.
На правах рекламы