Кілька підказок для податкової
В украинских госведомствах стало своеобразным трендом назначать руководителями выходцев из бизнеса.
Логика подобных кадровых решений ясна: от таких людей ждут гораздо большего, чем от "хозяйственников" эпохи 1980-1990-х годов.
От них требуют свежего взгляда на старые проблемы и европейских подходов к их решению, реформ и революционных идей по борьбе с коррупцией.
Одно из последних назначений подобного формата - новый глава Государственной фискальной службы Роман Насиров.
Бывший инвестбанкир, который работал в инвесткомпании Concorde Capital в Лондоне, а позже - в украинском представительстве "Ренессанс капитал", экс-глава парламентского комитета по налогам и таможенной политике прошел сложный конкурс и опередив несколько десятков конкурентов.
Министр финансов Наталья Яресько, представляя Насирова, очертила первоочередные задачи, стоящие перед ним.
Сюрпризов не было, поскольку Яресько вменила новому главе ГФС борьбу с коррупцией, усиление кадрового состава ведомства и ускорение налоговой реформы.
Однако аналогичные задачи стояли и перед экс-главой ГФС Игорем Билоусом, который с ними не совсем справился, покинув пост почти со скандалом. А ведь Насиров получил ГФС в значительно худшем состоянии, чем его предшественник, и работы у него в разы больше, чем у Билоуса.
Поэтому и риски потерпеть крах у новоиспеченного руководителя службы очень высоки. Особенно если он будет идти вразрез с интересами налогоплательщиков и не прислушиваться к их мнению.
Разумеется, первоочередным вопросом для Насирова должна стать коррупция и кадровый потенциал фискальной службы. Именно из-за непрофессионализма, как правило, начинаются поборы со стороны инспекторов, которые видят в своем рабочем месте исключительно источник дополнительного дохода.
Причем зачистку или, как принято говорить, "люстрацию" нужно начинать даже не с центрального аппарата ГФС, а с региональных подразделений, где жалобы бизнеса и граждан на неуемность фискалов особенно сильны.
Слабые кадры - это именно то, на чем в свое время обжегся Билоус, и продуктивную работу над его ошибками ожидают от Насирова. Огромный пласт проблем связан с запутанностью налогообложения и непредсказуемостью внесения изменений в налоговое законодательство.
Роман Насіров. Фото unian.net |
Достаточно вспомнить, сколько раз с начала 2014 года пересматривались ставки и механизм налогообложения физлиц, как спешно вводились НДС-счета, как вслед за ликвидацией старых налогов появлялись новые сборы и платежи.
Пока 28 стран Евросоюза вырабатывают общие стандарты налогообложения, Украина придумывает свои. Пока фискальная политика страны направлена на "отжим" денег из рядовых налогоплательщиков и работодателей.
Справится ли с этой закостенелой идеологией Насиров? Большой вопрос, однако новый глава ГФС должен к этому стремиться.
Требования очевидны: снижение налогового давления, уменьшение количества налогов, установление моратория на возможность криминального производства по несогласованным налоговым обязательствам, из-за чего страдает весь бизнес.
Таможня - еще одна задача со многими неизвестными. По разным оценкам, доля контрабанды колеблется от 20% до 30% ввозимых в страну товаров. Какими путями попадает в Украину "белая" продукция, тоже говорить не нужно. Важнее понять, как справиться с тотальной коррупцией на таможне.
Эта задача тоже ложится на плечи Насирова. Он уже отрапортовал об успехах, рассказав о колонне из ста нелегальных фур, задержанных по дороге в Россию. Была это показательная акция или начало большой чистки, покажет время.
Не меньше сложностей связано с прозрачностью работы ГФС и недоверием к службе. Как их решить? Садиться, слушать и договариваться с бизнесом и обществом, дискутировать с другими органами исполнительной власти.
Идеальный вариант для этого - создание общественной коллегии, как это было в 2005 году. Ее делегаты - общественники и представители малого и среднего бизнеса - могли присутствовать на заседании комитета и обсуждать инициативы депутатов или планируемые изменения в Налоговый кодекс.
Насиров, будучи главой парламентского комитета, пытался возродить коллегию, но потерпел неудачу. Сейчас у него есть еще один шанс, и он, хочется верить, им воспользуется. Иначе кристально чистой налоговой реформы в Украине, на чем настаивают Яресько и весь Кабмин, не будет.
Фото unian.net |
Сама реформа - тоже предмет споров. Они касаются не только количества налогов, размера ставок, проверок и штрафов, а в большей степени - обманутых обещаний, которыми кормят население и бизнес. В итоге принимаются спорные нормы, которые лишь усложняют жизнь налогоплательщикам.
Яркий пример - изменения в механизм взимания ЕСВ, презентованные как благо. Налогоплательщикам никто не рассказал, что применение понижающего коэффициента к ставке соцвзноса возможно лишь при выполнении целого ряда условий. Большинству работодателей эти условия оказались не под силу.
Это же касается и сокращения перечня налоговых льгот, и сомнительного механизма взимания налога на недвижимость, ставки которого регулируют местные советы, и скрытой "реформы" единого налога, вследствие которой аграрии с 2015 года отчисляют в бюджет в 15-20 раз больше, чем ранее.
Поэтому работы у Насирова - хоть отбавляй. Ему придется использовать весь свой опыт финансиста, чтобы реформировать ГФС, лоббировать интересы налогоплательщиков на комитетских слушаниях, собраниях парламентских фракций и коалиции, а также как можно быстрее запустить налоговую реформу.
Времени на это у нового главы ГФС мало, ведь Минфин уже к осени ждет кардинальных изменений в налоговое законодательство. Кредита доверия у Насирова еще меньше, поскольку от него ждут не обещаний, а конкретных шагов.
В слова, увы, налогоплательщики уже не поверят.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.