Візит МВФ як лакмус
В ближайшее время, после формирования нового правительства, ожидается визит очередной миссии Международного валютного фонда в Украину.
Украинская общественность с энтузиазмом восприняла недавнюю новость о готовности МВФ продолжать сотрудничество с Киевом.
Безусловно, это хороший сигнал.
Однако при этом не стоит забывать, что для реализации обещаний в конкретных финансовых действиях комиссия фонда будет обращать внимание на реальные шаги украинского правительства по внедрению обещанных реформ.
Хотя мировая общественность, включая представителей Еврокомиссии, G-20 и самого МВФ, в один голос твердят о необходимости выделения дополнительной помощи Украине, потенциальные кредиторы не забывают уточнять: Украина также должна позаботиться о себе, то есть провести реформы.
Согласно последним заявлениям главы представительства МВФ в Украине Жерома Ваше актуальность незамедлительных реформ не вызывает сомнений. Более того, оценка и решение МВФ не только позволит продолжить сотрудничество с фондом, но и станет "лакмусовой бумагой" для других доноров.
Если прогресс в выполнении макроэкономических показателей и внедрении реформ получит позитивную оценку в рамках второй ревизии фонда, для Украины откроется доступ к дополнительным траншам от Мирового банка и Еврокомиссии. Они обычно дают деньги при условии выполнения программы МВФ.
Три ключевых кредитора - МВФ, ЕК и МБ - часто действуют совместно, поэтому программы каждого из них связаны с друг другом.
Например, программа Еврокомиссии по предоставлению макрофинансовой помощи Украине имела условие - достижение договоренности с МВФ. В противном случае Евросоюз был не готов предоставлять свои ресурсы.
Такая позиция связана с тем, что ключевым интересом для этих кредиторов является проведение реформ на государственном уровне и использование предоставленных в кредит средств именно на их внедрение, а не на покрытие дефицита бюджета и решение проблем в экономике.
Соответственно, визит комиссии МВФ сложно переоценить. В частности, в рамках запланированного визита будет произведена оценка выполнения Украиной условий, необходимых для получения третьего и четвертого траншей финансирования в рамках программы stand-by.
С учетом российской оккупации части Донецкой, Луганской областей и АРК, негативно влияющей на экономику Украины, и необходимости получения ресурсов для покрытия дефицита бюджета МВФ готов объединить две оценочные миссии.
Жером Ваше. Фото іmf.org |
Их цель - подготовка доклада для декабрьского заседания Совета директоров фонда. На нем будет рассмотрен вопрос о выделении Киеву третьего и четвертого траншей кредита - около 2,7 млрд долл до конца 2014 года.
Программа сотрудничества МВФ и Украины на сумму около 17 млрд долл была одобрена в апреле 2014 года. При этом первый транш финансирования - 3,2 млрд долл - был получен в мае, второй - 1,39 млрд долл - в сентябре.
Общий объем финансирования Украины в рамках программы stand-by ранее не пересматривался. Однако теперь аналитики фонда ухудшили прогнозы падения экономики Украины вследствие войны, поэтому им предстоит оценить необходимость выделения дополнительных ресурсов.
В рамках второй ревизии МВФ выполнения Украиной принятых обязательств следует ожидать пересмотра экономических индикаторов.
В соответствии с действующей программой МВФ бюджетные показатели рассчитаны исходя из прогноза падения ВВП на 6,5% в 2014 году и роста ВВП на 1% в 2015 году. Вероятно, теперь эти цифры будут пересмотрены.
В частности, по словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, бюджетные показатели могут быть пересмотрены исходя из прогноза спада реального ВВП на 8-10%. Возможность пересмотра показателей ранее подтверждал Жером Ваше.
По словам директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, решение вопроса о выделении Украине дополнительной финансовой поддержки будет зависеть от оценки фонда в отношении успешности и амбициозности проведения Украиной согласованных с МВФ реформ.
В соответствии с апрельским меморандумом в ноябре-декабре миссии МВФ предстоит оценить выполнение Украиной макроэкономических показателей, например, в отношении сокращения дефицита бюджета и максимального лимита гарантированного долга, а также прогресс во внедрении реформ.
Вот основные реформы, которые обязалась провести Украина.
1. Внедрение гибкого обменного курса гривны, постепенный переход к таргетируемой инфляции.
Крістін Лагард. Фото dt.ua |
2. Либерализация валютного регулирования, диагностика банков с целью оценки их финансовой устойчивости, обеспечение инструментов для регулирования проблемных долгов, включая отмену моратория на обращение взыскания на имущество граждан, обеспечивающее кредиты в иностранной валюте.
3. Реформирование энергетического сектора, в том числе повышение тарифов на газ для населения, усовершенствование процедуры сбора платежей "Нафтогаза", его реструктуризация и привлечение инвестиций в газовый сектор.
4. Совершенствование законодательства в сфере борьбы с отмыванием финансовых средств и законодательства о борьбе с коррупцией.
5. Повышение эффективности судебной системы для обеспечения возможности справедливого и беспрепятственного рассмотрения коммерческих споров.
Очевидно, что Украина в той или иной степени проводит указанные реформы.
Так, парламент принял закон о создании антикоррупционного бюро и закон о предотвращении коррупции. Последний предусматривает создание специального органа, контролирующего декларации чиновников.
Также усовершенствовано законодательство о борьбе с отмыванием денег - принят закон, требующий раскрывать информацию о конечных бенефициарах компаний. Эти новации получили позитивную оценку экспертов.
Кроме того, НБУ внедряет согласованные с МВФ инструменты, необходимые для установления гибкого курса гривны и реформирования банковского сектора.
Исключение в этой связи составляют административные меры по регулированию валютного рынка, которые Украина обязалась упразднить в рамках договоренностей с МВФ. Однако эти меры временные и должны быть отменены сразу после стабилизации ситуации в стране.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.