Так в чому ж експорт?

Так в чому ж експорт?

Абсурдність звинувачень на нашу адресу якраз і полягає в тому, що ДТЕК не експортував вугілля, якого не вистачає його ж теплоелектростанціям. (рос)
Четвер, 13 листопада 2014, 13:32
генеральний директор АТ "Енергетична компанія України"

11 ноября "Украинская Правда" опубликовала расследование об особенностях импорта энергетического угля в Украину. Импорт угля стал вынужденной мерой в связи с дефицитом угольного топлива антрацитовых марок на украинских теплоэлектростанциях перед началом зимы.

Источников для импорта угля, который подходит для наших ТЭС, не так уж и много. Есть в России – он к нам ближе, а потому и дешевле. А есть уголь в ЮАР, Австралии и т.д. Этот уголь нужно везти кораблями, поэтому он стоит дороже, плюс пропускная способность украинских портов - ограничена.

Как профессионал энергетической отрасли, я был приятно удивлен конструктивностью дискуссии, которая возникла в медийном пространстве по этой теме. Журналисты и эксперты аргументировано объясняли скептикам и критикам разницу между энергетическими и коксующимися марками углей, чем отличаются марки угля Г, А и Т, какие подходят для украинских ТЭС, а какие нет, почему не подходит для закупок польский уголь и почему проблему дефицита угля нельзя решить, увеличив добычу на шахтах Львовщины или Волыни.

На фоне такого профессионального и дискуссионного обмена мнениями, вдруг появился блог с обвинениями в адрес ДТЭК. Содержание этого блога вызвало у меня некоторое недоумение.

Реклама:

Как руководитель коммерческой деятельности компании могу сказать, что ДТЭК сегодня является основным импортером дефицитного энергетического угля в Украину. Да, мы импортируем, а не экспортируем тот уголь, которого не хватает нашим тепловым станциям. И делать выводы о ситуации с дефицитом угля в стране сегодня, в ноябре, ссылаясь на августовский документ - недопустимо.

Судя по всему, тема импорта угля, а с ней и готовности тепловой генерации Украины к зиме, наконец-то действительно волнует многих.

Мы в ДТЭК говорим об этой проблеме еще с августа. К сожалению, целевая аудитория, а это чиновники и регуляторы энергетического сектора, нас по каким-то причинам не слышат. 

Нет смысла искать черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет. Достаточно обратить внимание на очевидные вещи.

Что сделала компания ДТЭК по экспорту угля?

Во-первых, с августа 2014 года ДТЭК приостановил экспорт угля марок А (сорта АШ обогащенный, АШ отсев и АСШ), которые подходят для украинских ТЭС и марок Т собственной добычи.

Во-вторых, ДТЭК не экспортировал данные сорта угля марки А сторонней добычи. Хочу обратить внимание, что только вышеперечисленные сорта угля марки А могут применяться на украинских теплоэлектростанциях, работающих на антрацитах, с которыми в Украине сейчас возник острый дефицит.

Чтобы было понятно - нельзя заправлять дизельным топливом автомобиль, двигатель которого рассчитан на 95-ый бензин. С углем для тепловой электростанции та же ситуация. 

Абсурдность обвинений в наш адрес как раз и состоит в том, что ДТЭК не экспортировал уголь, которого не хватает его же теплоэлектростанциям!

Мы создавали вертикально-интегрированную компанию для того, чтобы у наших шахт гарантировано был покупатель угля, а у наших ТЭС – гарантировано был уголь. Это делает нас конкурентноспособными.

Поэтому как только ситуация с дефицитом угля в тепловой генерации стала для нас очевидной, мы развернули на ТЭС те остатки угля, которые хранились в портах с целью экспорта. Весь уголь, который соответствовал параметрам сжигания на антрацитовых станциях – поехал на них.

В первой половине 2014 года угледобывающие предприятия Украины работали стабильно, полностью обеспечивая внутреннее потребление. Свободный ресурс, не востребованный на внутреннем рынке, мы экспортировали. Из-за активной фазы боевых действий на Востоке, в июле-августе много угольных предприятий в Луганской и Донецкой областях остановилось.

Вместо традиционного профицита угля в Украине образовался дефицит марок "А" и "Т" и мы сразу же пересмотрели свою экспортную программу. В настоящий момент, для обеспечения бесперебойной работы антрацитовых блоков ТЭС Украины, в осенне-зимний отопительный период требуется импортировать порядка 1.2 млн в месяц.

Именно на решение данной задачи мы направили свои усилия, понимая что без этого энергосистеме Украины не пройти через зиму.

С августа по октябрь ДТЭК привез в Украину более 1,2 млн тонн угля для отечественных ТЭС. Для сравнения, за этот же период, остальные участники рынка импортировали 95 тыс. тонн. Импортировать уголь в таких объемах за короткий срок непросто. Тепловой генерации нужны значительные финансовые ресурсы.

Импорт угля в Украину в сложившейся ситуации возможен на условиях предоплаты. К примеру, расходы ДТЭК на обеспечение импортных поставок угля составили около 1 млрд. грн.

При этом, долги государства в лице ГП "Энергорынок" перед генерирующими предприятиями за 2014 год составляют 2,3 млрд грн, из них перед станциями ДТЭК - 1,8 млрд грн. Такое финансовое неравенство может разорвать на части любою компанию - это вам скажет любой финансист.

Уголь марки "Г" в Украине добывается в достаточных количествах. На нем работает приблизительно половина тепловой генерации Украины. Наши угольные предприятия, "ДТЭК Павлоградуголь" и "ДТЭК Добропольеуголь", находятся на территории, не охваченной военными действиями. Добыча угля марки "Г" там в целом стабильная. "ДТЭК Павлоградуголь" в этом году планирует добыть более 19 млн тонн.

В Украине есть также Львовско-Волынский бассейн, где добывается около 2 млн. тонн угля марки "Г" в год. Угля газовой группы сегодня достаточно для бесперебойной работы украинских ТЕС и поставок по внешним контрактам.

Газовые ТЭС ДТЭК имеют достаточный запас топлива и сейчас несут повышенную нагрузку по выработке электроэнергии, компенсируя мощности тех станций, которые испытывают дефицит антрацитовых углей.

До начала событий на востоке страны, ДТЭК получал антрацитовые марки угля (марки "А" и "Т") со своих предприятий Ровенькиантрацит и Свердловантрацит в Луганской области.

На складах этих шахт и сейчас есть уголь. Но мы не можем вывезти этот уголь из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, из-за действий вооруженных формирований.

Мы ищем пути как доставить этот уголь на теплоэлектростанции. В первую очередь это Луганская ТЭС, которая является единственным источником электроэнергии для Луганской области. Практически каждый день мы общаемся с губернатором Луганщины Геннадием Москалем и решаем - как обеспечить электроэнергией людей, которые живут и работают в регионе.

Наша компания, как и вся страна - да и каждый из нас, - переживает наверное самый сложный период в жизни. Для ДТЭК задача номер один – сделать все возможное, чтобы этой зимой обеспечить каждый дом и квартиру светом и теплом. А еще - сохранить энергосистему Украины стабильной и независимой.

Возможно это тяжело сделать одной компании, даже такой большой как ДТЭК. Но я уверен, эта задача выполнима, если бизнес, государство и общество будут идти вместе в одном направлении.

Виталий Бутенко, директор по коммерческой деятельности ДТЭК

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: