Повернути вантаж на річку: завдання нового закону про річковий транспорт
Транспортные пути сообщения не случайно сравнивают с артериями. Транспортная инфраструктура играет для любой национальной экономики настолько же важную роль, как и кровеносная система для человеческого организма.
Говоря о реформе украинской инфраструктуры, как правило, эксперты сосредотачивают свое внимание на морских портах, аэропортах и железной дороге. Крайне редко в фокусе публичной дискуссии оказываются вопросы, связанные с функционированием речного транспорта. Это свидетельствует о том, что сегодня экономический потенциал реки в транспортной системе страны существенно недооценен.
Украина имеет уникальную и богатую сеть рек и искусственных каналов. Еще в 9 веке Киевская Русь контролировала один из главных водных торговых путей Европы – "путь из варяг в греки". Днепр – третья по протяженности река в Европе - позволяет без перегрузки транспортировать товары судами типа "река-море" между крупными промышленными центрами Украины (Запорожье, Днепропетровск) и черноморскими портами Турции и Румынии.
А возобновление Днепровско-Вислянского водного пути (которое сегодня активно обсуждается с участием ЕС), сделает его новым маршрутом "из варяг в греки", и соединит Балтийское и Черное моря. Украинские реки имеют колоссальный потенциал в сфере торговли, международного туризма, рекреации и спорта. Не стоит забывать и о стратегическом значении наших рек для обороноспособности страны.
Для перевозки груза в 5 000 тонн сегодня требуется около 200 грузовых автомобилей, 40-70 железнодорожных вагонов или всего одно речное судно. Расходы энергии на 1 тонно-километр в речном транспорте в 2 раза ниже, чем на железной дороге, и почти в 5 раз ниже, чем в автомобильном транспорте. Транспортировка груза по реке существенно экономит расход топлива, сокращает выбросы вредных веществ, уменьшает нагрузку на автомагистрали и на дорожное полотно.
Порт Николаев. Фото danube-river.info |
Энергоэффективность и экологичность речного транспорта обеспечивают ему стабильное место в транспортной Европе. К примеру, в общем объеме перевозок автомобильным, железнодорожным и речным транспортом Германии доля последнего превышает 10%. Для сравнения, в Украине аналогичный показатель в 2012 году был в 50 раз меньше – всего 0,2%.
Если в той же Германии речной транспорт за год перевозит 220-230 млн. тонн грузов, то в Украине - 4-6 млн тонн. Эта цифра явно не соответствует возможностям украинских рек – в 1990 году грузопоток речного транспорта УССР превышал 60 млн тонн. Таким образом, перед отраслью сегодня стоит очевидная задача: нужно вернуть груз на реку.
Что мешает этому? Во-первых, полноценному использованию в Украине речного транспортного потенциала отрасли препятствует недостаточное развитие портовой инфраструктуры, устаревший флот и часто неудовлетворительное с точки зрения судоходства состояние рек (глубины, навигация). В критическом состоянии находятся шлюзы Днепровского каскада.
Во-вторых, в настоящее время основным специальным нормативным актом в отрасли является Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный еще в 1955 году! Попытки законодательного урегулирования отношений на реке имели место в 2009-2012 годах, когда в Верховную Раду было подано два законопроекта о речном транспорте. Однако оба документа не имели перспектив, поскольку недостаточно отображали интересы всех участников правоотношений на реке.
По мнению экспертов, инвестиционный потенциал отрасли таков, что ее активное развитие возможно и без государственного финансирования. Все что требуется от государства – стабильные и простые правила, которые сделают реку привлекательной для инвесторов и безопасной для судоходства. Реке нужен новый Закон.
Фото agrodovidka.info |
Этот закон, по нашему мнению, должен урегулировать следующие основные вопросы:
1. Зафиксировать статус существующих и правила создания новых частных речных портов и терминалов. Это создаст правой фундамент для частных капиталовложений в развитие портовой инфраструктуры.
2. Создать специальную структуру (предположительно в рамках профильного министерства), которая будет ответственна за поддержание надлежащего состояния и безопасности внутренних водных путей.
3. Урегулировать возможность целевого финансирования работ по поддержанию безопасного судоходства. Одним из источников такого финансирования может быть введение определенной платы для предпринимателей, которые занимаются речными перевозками. Мы думаем, что бизнес заинтересован в качественном обеспечении судоходства на реке, и готов вкладывать в это средства при условии прозрачного, целевого и эффективного их использования.
4. Есть также необходимость расширения возможности осуществления международных перевозок с использованием речного транспорта (в частности, судов типа "река-море"). Для этого необходимо:
- установить свободный доступ невоенных суден под иностранным флагом в речные порты Украины;
- обеспечить осуществление таможенного и пограничного контроля в речных портах.
В настоящее время при Министерстве инфраструктуры разрабатывается новый проект Закона "О внутреннем водном транспорте", над которым работают представители профильных госучреждений, связанного с рекой бизнеса и профессиональные консультанты.
Принятие сбалансированного и эффективного Закона, с нашей точки зрения, даст новый импульс для использования потенциала украинских рек, и создаст качественно новое логистическое измерение в национальной экономике.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.