Як пережити зиму без російського газу
После прекращения поставок газа "Газпромом", который обеспечивает более 50% потребления Украины, основной задачей правительства является создание условий для удовлетворения нужд всех потребителей, особенно зимой.
В столь напряженной ситуации это зависит от оперативной реализации согласованного комплекса мер всеми участниками газового рынка.
Для начала нужно разобраться с размером образовавшегося дефицита газового баланса страны, а затем подобрать оптимальные пути его минимизации.
Газ является наиболее важным энергоносителем в Украине. На его долю приходится 36% суммарного объема энергообеспечения страны.
Потребление газа в 2013 году составило 50,4 млрд куб м. Около 21,5 млрд куб м или 45% этого объема было добыто внутри страны, 28 млрд куб м - импорт.
Основными потреблями этого топлива являются промышленные предприятия - 19,2 млрд куб м - и жилищный сектор - 27 млрд куб м.
Натисніть для збільшення |
Суточное потребление газа в теплый и холодный сезоны сильно варьируется: от 75 млн куб м в апреле-сентябре до пиковых 280 млн куб м при среднем потреблении в отопительный период на уровне 200 млн куб м.
За счет добытого в стране ресурса можно стабильно перекрывать до 60 млн куб м в сутки. Разница - 15-220 млн куб м - ежесуточно компенсируется за счет импортируемого газа, в том числе предварительно закачанного в хранилища. На 27 июня там сосредоточено 14,2 млрд куб м топлива.
Натисніть для збільшення |
Для гарантирования спокойного отопительного сезона в Украине и странах Европы нужно иметь в хранилищах минимум 18 млрд куб м газа. Недостача составляет 4 млрд куб м, что требует закачивания по 38 млн куб м топлива в сутки на протяжении следующих трех с половиной месяцев.
Данная заполняемость хранилищ позволит обеспечить ежесуточный отбор газа на уровне 170 млн куб м в начале сезона с последующим падением мощности потока до 50 млн куб м в сутки. При полной загрузке хранилищ до 31 млрд куб м этот показать может теоретически достигать 250 млн куб м в сутки.
Натисніть для збільшення |
Очевидно, что без импортных операций газовый баланс не может быть соблюден. При этом из-за двухуровневой тарифной системы - "социальные" цены для населения и рыночные для коммерческих групп потребителей - на украинском газовом рынке сложились сферы ответственности среди основных поставщиков.
Если исходить из цифр потребления 2013 года, государственному "Нафтогазу" как определенному законом гарантированному поставщику требуется не менее 30 млрд куб м топлива - для населения, ТКЭ и технический газа.
В то же время он имеет не более 13,5 млрд куб м. Источник - производство "Укргаздобычи" и "Укрнефти" за вычетом газа, добытого в рамках совместной инвестиционной деятельности и технологических нужд. В свою очередь, промышленость имеет доступ к 5 млрд куб м в год.
Прогнозный дефицит газового баланса Украины, 2013-2014 годы, млн куб м в сутки
Средний показатель |
Июль-сентябрь |
Октябрь-март |
Потребность |
113* |
200*** |
Внутренняя добыча** |
60 |
60 |
Поднятие газа из хранилищ |
- |
170-50 |
Дефицит |
53 |
0-80 |
* - с учетом закачки в хранилища с июля до октября 38 млн куб м газа в сутки
** - при увеличении добычи до 22 млрд куб м в 2014 году
*** - пик потребления может достигать 350 млн куб м газа в сутки
Источник: расчет автора
Таким образом, "Нафтогазу" требуется еще 45 млн куб м топлива в сутки или 55% от бытовых нужд. Дефицит коммерческого сектора составляет 39 млн куб м в сутки или 75% от потребности экономики.
На фоне острой нехватки ресурса это разграничение порождает конфликт интересов между государством в лице НАК и частными трейдерами.
Посредством реверсных поставок максимально допустимый объем импорта составляет 4,9 млн куб м в сутки из Польши и 11 млн куб м - из Венгрии.
Эти поставки в Украину пока не гарантированные и в любой момент могут быть приостановлены из-за сезонного роста спроса на газ на рынке основного направления работы газопровода. Однако даже дополнительные 16 млн куб м в сутки не перекрывают дефицит.
Для удовлетворения потребности Украины в газе нужно применять дополнительные меры, состоящие из трех взаимосвязанных блоков.
Володимир Путін. Фото ria.ru |
Во-первых, чрезвычайно важное значение имеет начало эксплуатации в реверсном направлении словацкого газового коридора, приграничный пункт которого - Вельке Капушаны - является местом сдачи большой части российского газа крупным европейским энергокомпаниям - RWE, GdF, Eon.
Успешное решение этого вопроса преимущественно лежит в плоскости эффективности единой энергетической политики Евросоюза.
После длительных переговоров было достигнуто решение, позволяющее решить задачу-минимум: открыть с сентября 2014 года возможность поставок 8,5 млн куб м газа в сутки в Украину из Словакии при условии достройки на словацкой территории первой очереди газопроводной перемычки "Вояны-Ужгород".
В июле 2014 года "Нафтогаз" забронировал большую часть реверсных мощностей нового газопровода до 2019 года с перспективой расширения поставок до 22 млн куб м в сутки с марта 2015 года.
Несмотря на определенный успех, этот компромисс ограничивает по времени и допустимым объемам возможность дозакачки газа в украинские хранилища в предотопительный сезон и может поставить под вопрос бесперебойность транзитного потока российского газа в Европу через Украину зимой.
Более приемлемым для Украины вариантом было бы срочное приведение режима доступа к словацкой газотранспортной инфраструктуре Eustream в соответствие с требования европейского энергетического законодательства.
Речь идет об обеспечение доступа третей стороны к незадействованным газопроводам. Так, по результатам 2013 года более 40% мощности ГТС Словакии остались невостребованными.
Согласно европейским требованиям, несмотря на резервирование транспортных мощностей, в случае их неиспользования оператор ГТС должен предложить их на аукционе другому поставщику - принцип "используй или потеряй".
Такое решение позволило бы немедленно прокачивать в реверсном направлении по одной из газопроводных нитей не менее 27,4 млн куб м в сутки с перспективой доведения до 82 млн куб м, что составляет треть от импорта Украины в 2013 году.
Очерчивая такие горизонты, нужно принимать во внимание, что кроме обеспечения технической возможности альтернативных поставок нужно также найти ресурс газа в необходимых объемах на европейском рынке. Приобретение на споте столь крупных объемов - сложная задача даже в теплый период года.
Трудно сказать, куда девает "Газпром" ранее поставляемое в Украину топливо, но в случае его частичной переадресации в ЕС образовавшийся дефицит сможет поступать с европейских бирж в Украину. Других вариантов у "Газпрома" немного - максимальное заполнение своих хранилищ и заглушка продуктивных скважин.
Фото tsn.ua |
Таким образом, при покладистости всех транзитных стран реверсные поставки в сезоне 2014-2015 годов могут обеспечить максимум 24 млн куб м газа в сутки. При потреблении на уровне 2013 года их не хватит даже для покрытия дефицита бытовых нужд украинцев, не говоря о коммерческом секторе.
Образовавшийся пробел объясняет стремление "Нафтогаза" получить приоритетное права на использования лимитированных реверсных потоков, оттесняя с этого направления частных трейдеров.
Кроме того, чтобы избежать ажиотажа и роста цен на импортируемый ресурс, НАК добился для себя эксклюзивного беспошлинного права на ввоз газа в страну, что фактически делает компанию монополией на рынке внешних закупок и единственным контрагентом в переговорах с европейскими поставщиками.
Хочется верить, что такое "ручное" управление рынком - временная вынужденная мера в условиях газовой войны и ожидаемого арбитражного процесса.
Во-вторых, экстренные меры должны включать в себя сокращение потребления газа в кратчайшие сроки путем максимального повышения энергоэффективности и замещения газа альтернативными источниками энергии.
В данном контексте химпром и металлургия не смогут осуществить довольно капиталоемкие планы по сокращению потребления газа в операционном порядке. Они, как и электрогенерация, имеют ограничение по замещению газа.
В тоже время машиностроение, цементная промышленость, агропромышленный комплекс, целлюлозно-бумажная промышленность, производства резины, пластмассы, кирпича, стекла, текстиля, красок, потребляющие совокупно 6 млрд куб м газа в год, частично могут заменить газ другими видами топлива.
Хороший задел экономии имеют предприятия центрального отопления и население. Если скорая модернизация системы теплоснабжения пока невозможна, то замена газа альтернативными видами топлива и временный переход на мазут могут показать хороший результат.
На протяженяя первого и второго кварталов эти меры позволили бы сократить потребление природного газа на 5-10 млн куб м в сутки.
В-третьих, нужно пресечь махинации с газом в бытовом сегменте.
Если прекратить схемы облгазов по завышению на бумаге потребления газа населением за счет использования завышенных нормативов потребления у абонентов без счетчиков и манипуляции ТКЭ со структурой потребленного тепла, то "сэкономленные" 3,5 млрд куб м газа можно будет направить промышленности.
Фото vm.ru |
В условиях прекращения поставок газа из России расширение реверсных поставок, повышение энергоэффективности и замещение газа, а также пресечение ценовых арбитражных махинаций с потребителями позволит Украине перекрыть дефицит голубого топлива в объеме 40 млн куб м в сутки.
Если зима будет теплой, введение жестких лимитов для промышлености и ТКЭ, а также начала "большого реверса" из Словакии в марте 2015 года существует высокий шанс пройти весь отопительный сезон безболезненно.
Правда, в пиковые дни спроса негативные последствия подобных мер ощутят на себе некоторые секторы промышлености, в первую очередь, химия и металлургия. Они не способны к столь быстрой адаптации и будут вынуждены включить режим экономии, что подразумевает сокращение выпуска продукции.
Одним из наиболее доступных путей замены газа в быту является переход на электричество или на уголь в производстве, поэтому беспрепятственная добыча и бесперебойные поставки этой продукции на электрогенерирующие предприятия выступают предпосылками успеха внедрения перечисленных мер.
Параллельно требуются эффективные меры правительства для стимулирования собственной добычи газа. Это исключает применение нерыночных методов: насильственного закачивания всего добываемого в стане газа в хранилища с его дальнейшей продажей через единого государственного трейдера.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.