Поговоріть з бізнесом
Бизнес ждет ответы на вопросы о 19 млрд грн переплаты налога на прибыль и 17 млрд грн бюджетного возмещения НДС.
Пока он ждет, внимание нового правительства направлено на поиск новых источников поступлений в бюджет.
"Наша главная задача - стабилизировать поступления в бюджет", - отметил новый первый замглавы Миндоходов Игорь Билоус.
Он говорил о важности использования единых подходов, о необходимости учитывать состояние бизнеса, о стабильности налогового законодательства и отказе от надуманных доначислений во время налоговых проверок.
Оказывается, стабилизировать поступления в бюджет можно по-разному.
Можно говорить с бизнесом и вместе искать эффективные подходы, а можно разрабатывать решения, непопулярные для бизнеса, но эффективные для государства, и при этом искренне рассчитывать на патриотизм предпринимателя.
Если мы говорим о партнерстве бизнеса и власти, то правильно было бы вовлекать бизнес в поиск эффективных решений, а не игнорировать его.
На днях появился законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Речь идет о непопулярных методах - расширении базы налогообложения, повышении ставок налогов и сборов, частичной отмене налоговых льгот.
Говорят, голосование за этот законопроект планируется еще не этой неделе, поэтому времени на обсуждение новаций с бизнесом катастрофически мало.
"Усовершенствование" Налогового кодекса направлено на создание условий для увеличения поступлений в бюджет и улучшение администрирования налогов. Правда, в законопроекте я не увидела новаций относительно улучшения администрирования. Возможно, мы по-разному понимаем и этот термин.
Изменения касаются рентных и ресурсных платежей.
Расширяется круг плательщиков и пересматриваются ставки сбора за использование недр для добычи полезных ископаемых, сбора в виде целевой надбавки к тарифу на газ для потребителей, сбора за использование лесных ресурсов, сбора за использование вод, сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины, экологического налога.
Очевидно, что это совсем небольшая часть ожидаемых дополнительных налоговых поступлений, однако она может существенно увеличить налоговую нагрузку для предприятий соответствующих отраслей.
Законопроект предусматривает и более радикальные меры.
1. Введение сбора на обязательное государственное пенсионное страхование в размере 0,5% при осуществлении операций по покупке юридическими и физическими лицами иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
2. Введение налогообложения налогом на доходы физических лиц процентов на депозиты и процентов по облигациям по ставке 15%, если сумма вкладов превышает 50 тыс грн.
Фото kmu.gov.ua |
Также предлагается ликвидировать льготы по НДС по операциям первой поставки лекарств, что отразится на конечном потребителе. Стоимость лекарств и медоборудования вырастет на 20%, если АМКУ не начнет борьбу с дистрибьюторами и аптечными сетями по вопросам ценообразования.
Не оставили законодатели без внимания и село. Предлагаются такие шаги.
1. Введение ежегодного корректирования базы налогообложения фиксированным сельскохозяйственным налогом с учетом коэффициента индексации, определенного на 1 января базового налогового периода.
2. Расширение на все категории земли требования, согласно которым минимальный размер арендной платы за государственную и коммунальную земли не может быть меньше трехкратного размера земельного налога.
3. Восстановление используемых в 2013 году особенностей налогообложения НДС деятельности, связанной с реализацией зерна и технических культур.
Предлагается до 1 января 2016 года освободить от налогообложения НДС операции по поставке на таможенной территории Украины зерна определенных товарных позиций, кроме первой поставки таких зерновых и технических культур сельскохозяйственными предприятиями-производителями, а также поставки таких культур Аграрным фондом в случае их приобретения с НДС.
В декабре 2013 года Верховная рада поддержала законопроект, которым с 1 января 2014 года вернула практику возмещение НДС при экспорте зерна и подсолнечника. Однако в марте 2014 года эту норму планируется упразднить.
Также будет ограничено применение упрощенной системы налогообложения для ювелиров и введено обязательное РРО в случае продажи определенной группы зарубежных товаров для плательщиков единого налога второй-третьей групп.
Реализация этих новаций позволит увеличить доходную часть бюджета на 50 млрд грн в год, а за семь месяцев 2014 года - на 29 млрд грн.
Как тут не вспомнить постулат коммунизма: от каждого по возможностям, каждому по потребностям. Только вот потребностей всегда больше, чем возможностей.
Фото koziura.com.ua |
Бизнес сегодня более ответственный, чем власть. Он понимает: налоги платить надо даже в том случае, если убытки зашкаливают. Бизнес готов смириться с тем, что переплаты по авансовым платежам по налогу на прибыль сегодня не вернут, вот только бы позволили частично зачесть их в счет будущих периодов.
Патриотами надо быть всем. Бизнес ждет реального диалога с властью. Он будет платить налоги лишь в том случае, если все будут играть в одни ворота.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.