Порочне коло
В "Справочнике налоговых льгот", который готовился Государственной налоговой службой, на 1 января 2013 года насчитывалось более 300 налоговых льгот. Абсолютное большинство из них приводило к потерям госбюджета.
За первое полугодие 2012 года их объем составил 22,2 млрд грн, а количество льготников увеличилось на 2,4 тыс до 43,7 тыс субъектов. Основная сумма потерь приходится на льготное налогообложение налогом на прибыль и НДС.
По НДС потери бюджета в первом полугодии 2012 года составили 12,139 млрд грн или 54,7% общих потерь, в том числе по льготам, связанным с поддержкой агросектора, поставкой лекарств и поддержкой образования.
По налогу на прибыль бюджетные потери за указанный период составили 8,695 млрд грн или 39,1% общих потерь. Господдержкой воспользовались в основном предприятия энергетической отрасли и самолетостроительной промышленности.
О положительной роли налоговых льгот однозначно можно было бы утверждать, если бы экономические результаты от их предоставления превышали расходы. Это могло бы проявиться, например, в виде роста прямых иностранных инвестиций и ВВП. Однако такие результаты отсутствуют.
По данным Госстата, темпы изменений прямых иностранных инвестиций в экономику Украины от стран-членов ЕС, за исключением Кипра, по результатам 2012 года были отрицательными на сумму 1,2 млрд долл.
Таким образом, нет каких-либо оснований для утверждения, что налоговые льготы инициируют прямые иностранные инвестиции. Этот факт полностью согласуется с позицией, что приток инвестиций в первую очередь и в основном стимулируется привлекательным бизнес-климатом, а не налоговыми льготами.
В опосредованном контексте можно было бы утверждать, что налоговые льготы важны для стабилизации социально-экономического климата, и применяются для сохранения рабочих мест, особенно в монопроизводственных городах.
Однако в этой модели остается проблема: одна часть общества платит более высокие налоги, которые на не совсем понятных основаниях перераспределяются в пользу другой части общества, преимущественно неэффективной.
При этом посредник - государство - собирает налоги, перераспределяет их, оставляя значительную долю этого ресурса для собственного существования.
Фото УП |
Здесь создается и поддерживается порочный круг: как правило, неэффективным секторам экономики или территориям государство гарантирует определенные привилегии, что приводит к усилению налоговой и административной нагрузки на рядовых граждан и бизнес, как следствие - к сокращению их экономической активности и ухудшению положения неэффективных секторов экономики.
Разорвать этот порочный круг можно путем отказа от искусственных массивных преференций и поддержки неэффективных элементов общества. Именно в этом направлении происходили реформы в Грузии. Однако вероятность таких реформ в Украине близка к нулю.