Ще раз про податок на нерухомість

Ще раз про податок на нерухомість

Новий законопроект пропонує більш справедливий підхід: платити, виходячи не з кількості житлових об'єктів, а із сумарної житлової площі. (Рос.)
Четвер, 30 травня 2013, 12:59
Вікторія Ватаманюк, юрист ЮФ "Ілляшев та партнери"

Внедрение системы налогообложения недвижимости не является чем-то новым и в мире. Такой налог существует во многих демократических странах и администрируется достаточно даже успешно.

Украина решила позаимствовать этот опыт, однако, не учла, что "имплант" в виде налога на недвижимость нужно приживлять, исходя из особенностей его среды.

Власть преследовала благородную цель: взыскать больше денег с богатых и пополнить таким образом казну. Однако практика показала, что плательщиками стали не столько богатые, сколько средний класс и бедняки.

В результате, в казну стали платить не за факт переизбытка квадратных метров, а за переизбыток количества объектов недвижимости. При этом не учитывается социальный статус плательщиков.

Реклама:

Законодательство, регулирующее вопросы налогообложения и администрирования этого налога, не совершенно, оно лишь "тестируется". А это позволяет обладателям нескольких объектов недвижимости искать дополнительные лазейки и избегать или минимизировать уплату налога.

Избежать уплаты налога могут собственники, информация о праве на недвижимость которых отсутствует в реестре, поскольку это не позволит налоговой службе определить базу налогообложения и начислить налог.

Информация в реестр заносится по заявочному принципу. Если в отношении недвижимости не было юридических сделок - купли-продажи, дарения или обременения, то информация о таких объектах может отсутствовать.

Это же касается и домов-самостроев, незаконных перепланировок в квартирах и домах, информации о которых по понятным причинам также не будет в реестре.

Также смогут не платить налог собственники, у которых нет индивидуального налогового номера, и если объекты недвижимости находятся в разных областях. В этой связи тяжело будет определить место уплаты налога.

Если избежать уплаты не получится, и с налоговых органов придет "письмо счастья", то можно минимизировать саму сумму. Для частных жилых домов можно уменьшить жилплощадь - для квартир это сделать сложнее. Если дом еще в проекте, можно заранее планировать меньшую жилую площадь.

Касательно совместной собственности супругов можно договориться, что один из них платит за один объект, а другой - за другой объект. При этом каждый из них сможет применить льготу для такого объекта.

Можно подарить или сделать формальным владельцем недвижимости другого члена семьи. Можно также разделить большой объект на доли и выделить в их натуре, чтобы они принадлежали разным членам семьи, каждый из которых применит к своей доле льготу. Этот путь имеет понятные юридические риски.

Правда, при продаже или дарении тоже следует платить налоги, поэтому надо подсчитать, будет ли экономически выгодно осуществлять такие сделки.

Фото УП

В Верховной раде зарегистрирован проект закона №2292 о внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законы касательно объектов недвижимости. Как показывает анализ, этот акт должен восстановить социальную несправедливость при взыскании налога на недвижимость.

Законопроект предлагает обеспечить справедливый подход к налогообложению жилой недвижимости - независимо от количества жилых объектов путем применения льготы по уплате налога с суммарной жилой площади.

Также справедливой является норма, согласно которой не будет применяться льгота "120 кв м для квартир и 250 кв м для жилых домов" на объекты налогообложения владельцев, которые используют такие объекты для получения дохода: сдают в аренду, лизинг, для ведения предпринимательства.

Законопроект содержит и другие позитивные изменения.

Во-первых - возможность проведения сверки плательщиков с налоговым органом по месту налогового адреса по объектам налогообложения и начисления налога.

Во-вторых - упрощение уплаты налога для физлиц в селах: не через банк, а через кассы сельских советов по квитанции о приеме налоговых платежей.

Самое важное, что авторы законопроекта признали поспешность внедрения налога на недвижимость и предлагают, чтобы в 2013 году налоговые органы его не насчитывали, а физические лица его не платили.

Вместе с тем, принятие законопроекта исключит возможность минимизировать уплату налога, например, путем перераспределения частей собственности. Зато акт расширит перечень льгот. Учитывая находчивость плательщиков налога, не исключено, что новые варианты уклонения будут найдены.

Хочется верить, что Верховная рада примет законопроект №2292, вернет социальную справедливость и подтвердит, что в стране господствует верховенство права, а права и свободы человека соблюдаются.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!