Чи варто знижувати Єдиний соцвнесок?
В настоящее время единый социальный взнос для работодателей составляет 36,76 – 49,7%.
Планируя снизить ставки ЕСВ, государство рассчитывает вывести зарплаты из тени и, таким образом, увеличить налоговые поступления в бюджет.
На наш взгляд, предложенная мера действительно облегчит налоговое бремя для компаний, работающих в Украине, и будет способствовать достижению поставленной цели. Правда, не сразу.
Нововведение следует рассматривать в комплексе с другими предлагаемыми изменениями в налогообложении заработных плат.
В частности, предполагается расширить базу, облагаемую ЕСВ. В настоящее время она составляет 17 прожиточных минимумов - это ограничение предлагается снять. Таким образом, ЕСВ будет начисляться со всей заработной платы, что уменьшит эффект от снижения ставки взноса для предприятий, выплачивающих достойную заработную плату своим сотрудникам.
Законопроект по этому вопросу был подготовлен Министерством по доходам и сборам еще в прошлом году. В нем предусматривались разные варианты. Первый вариант – установить ставку ЕСВ на уровне 18,6% с разделением обязанности по уплате взноса пополам между сотрудником и работодателей. Второй вариант – сохранить взнос сотрудника на существующем уровне (3.6%), и снизить ставку взноса для работодателей до 15%.
Предложенное расширить базу ЕСВ непосредственно повлияет на уменьшение чистого дохода сотрудников. Если будет принят первый вариант (разделение бремени по уплате ЕСВ между сотрудником и работодателем в равных долях), он еще больше повлияет на уменьшение чистого дохода сотрудников.
Параллельно с уменьшением ставки ЕСВ, предполагается повысить ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 20%. В случае реализации предлагаемой реформы, налоговая нагрузка на физических лиц также увеличится.
Это, прежде всего, затронет сотрудников прозрачных крупных международных и отечественных компаний с высоким уровнем дохода. Как правило, уровень налоговой культуры в этих компаниях очень высокий; они будут законопослушно платить и удерживать со своих сотрудников более высокие налоги.
Будет ли следовать этой практике средний и мелкий бизнес – вопрос открытый. Поэтому для вывода заработных плат из тени государству следует отказаться от идеи частого увеличения ставок подоходного налога (последнее увеличение было в 2011 году), расширения базы по ЕСВ и введению других налогов, бремя которых ложится на плечи конечных потребителей.
Новые налоговые правила в Украине (Налоговый Кодекс) были приняты относительно недавно, отечественный бизнес должен привыкнуть к ним, повысить уровень своей налоговой культуры. Только после этого целесообразно поднимать вопрос о кардинальных изменениях в налоговой системе Украины.
Фото dela.ru |
В целом же, в результате передачи Министерству доходов и сборов функции администрирования единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, контроль за сбором налога на доходы физических лиц и ЕСВ должен стать более эффективным. Централизованное администрирование налогов и взносов на социальное страхование должно снизить административные и материальные затраты налогоплательщиков.
Упрощение отчетности и снижение количества проверок также окажет благоприятное влияние на бизнес. В результате, Украине улучшит свои позиции в рейтингах Мирового Банка "Простота ведения бизнеса" и "Простота уплаты налогов".
Централизация администрирования налогов и социальных взносов на первых порах может
сопровождаться практическими трудностями. Для эффективного проведения налоговых проверок и информационной поддержки бизнеса (выдача справок и прочей информации) министерству необходимо синхронизировать все ранее накопленные социальными фондами данные об уплате ЕСВ. Это сложный процесс, требующий времени и грамотной технической поддержки.
До его завершения бизнес может испытывать сложности при взаимодействии с министерством. К тому же, министерству потребуется нанять персонал с надлежащим опытом и знаниями в области социального страхования.
Некоторые эксперты предлагают провести пилотный проект по администрированию Министерством ЕСВ в одном из регионов, с последующим анализом практических сложностей, выработкой решений для их преодоления. Равно как и для устранения возможных ошибок на общегосударственном уровне.