Потрібні болючі заходи
Основное отличие между 2012 годом и 2013 годом в том, что в нынешнем году не будет выборов, поэтому экономическая политика может быть прагматичной.
В таких условиях есть шанс, что правительство сделает несколько болезненных шагов - повышение тарифов на газ и девальвация гривны - для возобновления сотрудничества с МВФ и гарантии спокойного развития экономики, контроля над динамикой счета текущих операций и ослабления девальвационных ожиданий.
За три года президентства Виктору Януковичу удалось консолидировать власть с помощью своих близких союзников.
Сложно видеть позитив от такой консолидации в долгосрочном периоде, поскольку многие, даже в правящей партии, не довольны такой концентрацией полномочий.
Однако в краткосрочном периоде такая организация власти гарантирует хорошую координацию действий между разными исполнительными органами, что позволяет принимать необходимые решения в кратчайшие сроки.
Увеличение выплат МВФ на 60% до 5,6 млрд долл ставит перед правительством серьезный вызов, делая рефинансирование этого долга приоритетной задачей.
Она выполнима, если Кабмин возобновит сотрудничество с МВФ или, по крайней мере, оставит надежду на такое возобновление.
Любой из этих вариантов сохранит доступ к рынку внешних заимствований, в условиях высокого глобального аппетита к рискам. В то же время, полный провал переговоров с МВФ вряд ли возможен.
Хотя в 2012 году правительству удалось сохранить стабильность гривны, давление на национальную валюту растет. Расходы граждан в гривне в 2013 году будут расти, и значительная часть этих расходов будет приходиться на импорт.
Мы также ожидаем, что инвестиционный спрос будет увеличиваться, поддерживая рост импорта.
В такой ситуации успешное рефинансирование внешних долгов не будет достаточным, чтобы сократить дефицит счета текущих операций и удержать резервы НБУ на достаточном уровне.
Таким образом, контролируемая девальвация на 10% в течение следующих 12 месяцев является вполне логичным шагом. Уже в 2014 году власти опять озаботятся выборами, и о столь непопулярной мере снова придется забыть.
Энергетический импорт в 2013 году вполне может остаться на уровне 2012 года. Кроме того, если сокращение импорта нефти продолжится, общий энергетический импорт даже сократится до 25,5 млрд долл после 27,5 млрд долл в 2012 году.
Мы ожидаем, что расходы на импорт газа останутся прежними как в натуральном выражении - около 33 млрд куб м, так и в денежном - 14 млрд долл.
Ресурсные рынки показывают некоторые попытки к росту, но это нельзя считать признаками полноценного восстановления. На текущем этапе спрос, скорее всего, останется вялым, а цены будут колебаться на нынешнем уровне.
В то же время, мировые финансовые институты и инвестиционные банки говорят о постепенном оживлении мировой экономики во второй половине 2013 года. Насколько реалистично это допущение, пока сказать тяжело.