Трансферне ціноутворення та почуття міри
Как правительство может предотвратить сопротивления представителей бизнеса нововведениям, из-за которых олигархам придется платить больше налогов?
Значение трансфертного ценообразования трудно переоценить. Это один из самых эффективных способов избежать нечестного перераспределения средств между юрисдикциями и обеспечить должный уровень поступлений в госбюджет.
По мировой статистике, каждая пятая проверка по вопросам трансфертного ценообразования приводит к дополнительным налоговым начислениям.
Более 60 стран уже внедрили контроль над трансфертными ценами, все больше стран совершенствуют свое законодательство в этом аспекте.
С уверенностью можно сказать, что среди всех налоговых вопросов вопросы трансфертного ценообразования на данный момент являются наиболее актуальными как для государств, так и для налогоплательщиков.
О законодательной неполноценности
До 1 января 2013 года полноценного контроля над трансфертными ценами в Украине фактически не существовало.
В первую очередь, это было обусловлено несовершенным законодательным регулированием и отсутствием у налоговых органов эффективного механизма проверки соответствия применяемых налогоплательщиками цен рыночным ценам.
По сути, все регулирование сводилось к единственной норме, предусматривающей только один метод определения рыночной цены, который в практике других стран используется в исключительных случаях.
Ситуация несколько изменилась со вступлением в силу статьи Налогового кодекса о рыночных ценах, однако одной лишь этой статьи недостаточно для грамотного и эффективного применения новых правил.
В ней не хватает целого ряда важных принципов и правил трансфертного ценообразования, и ее применение может быть невыгодным как налогоплательщикам, так и налоговым органам.
В первую очередь стоит упомянуть слишком широкий круг операций, к которым применимы обычные цены.
Хотя статья упоминает все методы определения рыночных цен для целей налогового контроля, в ней отсутствует механизм и порядок их применения, что неизбежно приведет к спорам между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Механизм начисления налоговых обязательств с применением правил обычных цен несбалансированный: налоговые органы обязаны обращаться в суд для проведения дополнительных налоговых начислений за нарушение правила рыночных цен.
Глава Міндоходів Олександр Клименко. Фото sts.gov.ua |
Недостаточно обоснованным является и наличие разрешения на 20-процентное отклонение от рыночных цен. Учитывая, что рыночная цена никогда не бывает единой, а предусматривает определенный диапазон, 20-процентное отклонение от такого диапазона фактически позволяет существенное манипулирование ценами.
Об иностранном опыте
Безусловно, принятие закона о трансфертном ценообразовании и закрепление принципа, что доход от деятельности должен подлежать налогообложению в той юрисдикции, где он был заработан, создаст основу для пересмотра украинскими предприятиями своих внутренних цен.
Основной вопрос, однако, состоит в имплементации этих правил и создании эффективного механизма контроля со стороны налоговых органов.
Во всех странах с развитым налоговым законодательством наиболее распространенным способом контроля является требование по составлению специальной документации в отношении контролируемых сделок.
Некоторые государства для обеспечения наиболее эффективного и прозрачного механизма администрирования вопросов трансфертного ценообразования также внедряют требование о подготовке уведомлений о контролируемых сделках.
По результатам анализа таких уведомлений налоговые органы имеют возможность сформировать понимание общей ситуации с ценообразованием на рынке и определить "целевую группу" плательщиков для будущих налоговых проверок.
Обязанностью государства при этом является соблюдение баланса между своими интересами и интересами налогоплательщиков.
Внедрение правил трансфертного ценообразования само по себе влечет создание дополнительной административной нагрузки на предприятия.
Если же при этом компании будут обязаны создавать отдельный документ для каждой контролируемой сделки и подавать всю первичную документацию, это затруднит ведение бизнеса и потребует от предприятий существенных инвестиций в административную функцию трансфертного ценообразования.
В этом смысле поучителен опыт России. Подавать уведомления о контролируемых сделках там обязаны все налогоплательщики, однако документация должна быть составлена только в отношении тех операций, которые проверяются налоговиками.
Фото mger2020.ru |
Требования о предоставлении первичных документов в России нет. В этом случае и государство обладает эффективным механизмом мониторинга и контроля, и административная нагрузка на налогоплательщиков не так сильна.
В развитых странах обычно функционируют специализированные департаменты налоговой службы, где централизованно работает группа специалистов, ответственных за проведение проверок на предмет соблюдения правил трансфертного ценообразования.
В состав таких групп входят юристы, инженеры, экономисты и независимые бухгалтеры, которые обладают солидными знаниями в области технических аспектов трансфертного ценообразования и специализируются в этой области.
Такой подход обеспечивает определенную объективность и позволяет налоговым органам накапливать опыт решения однотипных вопросов. Надеемся, что налоговики воспользуются опытом других стран и создадут специальный орган, представители которого пройдут специальное обучение.