Трансферні ціни: страшно чи жахливо
Кабинет министров внес в Верховную раду законопроект №2515 от 12 марта 2013 года о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно трансфертного ценообразования.
Вот теперь интересно, как этот законопроект будет проходить комитеты парламента, и что скажут о нем депутаты от олигархов.
Этот документ касается, прежде всего, крупного бизнеса, хотя частично может повлиять и на работу среднего бизнеса.
Главная изюминка законопроекта и главная тема для дискуссий - понятие "контролируемые операции". Контролирующие органы получают право проверять обоснованность цен, которые используются при заключении контрактов.
В случае выявления нарушений они могут увеличивать налоговые обязательства за счет пересмотра цен. Это значит, что субъекты хозяйствования будут вынуждены доплатить налог на прибыль и НДС. Довольно таки неприятная процедура, если не сказать жестокая.
Согласно законопроекту №2515 операции считаются контролируемыми, если они проводятся со связанными лицами и отдельными нерезидентами.
Относительно связанных лиц все понятно. Если бизнесмен напрямую или через своих прямых родственников связан с другой компаний и является владельцем хотя бы 20% ее корпоративных прав, то такая компания считается связанной.
В этом случае налоговая или местные органы контроля над ценами имеют право требовать и проверять обоснованность цен, указанных в контракте.
Хотя, скорее всего, это ограничение наши бизнесмены будут легко обходить. Ибо не всегда можно поставить в цепочку компанию, которая формально не имеет никакого отношения к собственнику другой компании. Тут, как говорится, умение и желание сделать все правильно. И некоторые действительно делают правильно.
Более важным для бизнеса станет требование контролировать операции с нерезидентами. Этот пункт существенно повлияет на крупный бизнес.
Нерезидентность будет определяться постановлением Кабмина. Список стран, операции с которыми станут считаться подконтрольными, будет оглашаться ежегодно и при необходимости может изменяться.
В результате, все контракты с нерезидентами будут подконтрольные налоговой, которая сможет увеличивать цены, указанные в контракте.
Возможность пересматривать цены по внешнеэкономическим контрактам станет очень сильным инструментом в руках налоговиков. И хотя законопроект предусматривает правило, что налоговым работникам нужно будет доказать обоснованность пересмотра цен, это уже другой вопрос.
Контроль цін уже почався? Микола Азаров відвідав молокозавод на Київщині. Фото kmu.gov.ua |
В процессе хозяйственной деятельности могут быть самые разные события, в том числе и такие, которые дадут возможность не только доказать обснованность пересмотра цены, но увеличить их в несколько раз. Ибо цены у наших внешнеэкономических контрактах бывают очень и очень "забавные".
Законопроект предусматривает пять методов расчета пересмотра цен. Самый рекомендуемый - сравнение неконтролируемых цен (аналогов продаж). Также можно использовать метод "цена перепродажи", который позволяет вычислять цены посредников.
Третий метод - "затраты плюс" - базируется на себестоимости и нормативной рентабельности. Четверный метод - "чистой прибыли" - повторяет предыдущий метод, так как тоже зависит от рентабельности бизнеса. Пятый метод также связан с доходом и называется "распредление прибыли".
Для расчета контрольных цен допускается использование нескольких методов.
При этом метод сравнения неконтролируемых цен считается наиболее объективным. Возможно, это правильно, хотя в отдельных случаях будет очень сложно сравнить цены на товары, если такие товары редко используются нашими бизнесменами. Впрочем, это все отладится, было бы время.
Вопрос в другом: что скажут наши олигархи, которые привыкли продавать свои товары своим оффшорам? Неужели смирятся с судьбой и будут честно и законно указывать рыночные, а не условные цены?
Даже тяжело представить, насколько вырастут отчисления в госбюджет, если во внешнеэкономических контрактах будут стоять настоящие цены. Не приведет ли это к тому, что доходная часть госбюджета начнет расти такими ускоренными методами, что придется сдерживать активность контролирющих органов?
Идея сама по себе интересная и во многом копирует зарубежный опыт. Однако удастся ли ее реализовать? Смогут ли олигархи помешать этим планам, или у них уже не такие возможности, чтобы мешать процессам, которые от них не зависят?