Агрохолдинги і преса. Грудень 2012
Первые упоминания об аграрных холдингах Украины относятся примерно к 2005-2006 годам.
Перед самым кризисом они начали дружно готовиться к IPO, в связи с чем им потребовалось создать вокруг себя контролируемое медиа-поле.
Как известно, публичность является обязательным требованием бирж, на которых происходит размещение акций.
Нельзя сказать, что компании стали публичны в полном понимании этого слова. Многие из них до сих пор информационно закрыты. Они контактируют со СМИ максимум для того, чтобы напоминать о своем существовании.
И все же в медиа-пространстве Украины уже сформировался пул агрокомпаний, которые воспринимают общение со СМИ как регулярную работу.
В декабре 2012 года исследовательская компания NOKs Fishes изучала имиджевые модели - представленность в прессе 20 аграрных холдингов Украины.
Вот они: Ukrlandfarming, Kernel, "Мрия агрохолдинг", "Мироновский хлебопродукт", "Астарта-Киев", HarvEast Holding, Agroton Public Limited, Sintal Agriculture, "Агропродинвест", "Дружба-нова", "Индустриальная молочная компания", "Нибулон", "Сварог вест групп", "Агрохолдинг "Донецксталь" - метзавод", KSG Agro S.A., AgroGeneration, группа "Агротрейд", "Галс агро", "АПК-инвест", "Милкиленд-Украина".
В декабре 2012 года, как и в ноябре, лидерами по масштабам присутствия в СМИ были "Нибулон", Kernel и "Мироновский хлебопродукт".
Доля от общего тренда - доля или процент упоминаний о компании в прессе от общего количества упоминаний всех исследуемых компаний.
Доля Ls от общего тренда - доля или процент субъектных упоминаний о компании в СМИ от общего количества субъектных упоминаний всех исследуемых компаний. Субъектное упоминание - упоминание, посвященное одной компании.
Доля To(+) от общего тренда - доля или процент позитивных упоминаний о компании в СМИ от общего количества позитивных упоминаний всех исследуемых компаний.
Наиболее широко представленная в медиа компания "Нибулон" в декабре по сравнению с ноябрем увеличила долю присутствия в медиа с 19% до 22,9% от общего количества упоминаний всех анализируемых компаний АПК.
Всплеск упоминаемости предприятия обусловлен началом строительства на румынском судостроительном заводе Santierul Naval Constanta по заказу "Нибулона" плавучего перегрузочного крана в Черноморском бассейне.
По сообщению руководства компании, кран позволит ежедневно перегружать до 20 тыс тонн зерна. Эту новость "поддержали" отечественные судостроители, которые задали резонный вопрос: почему судно заказывается не в Украине?
Второе и третье места по объемам присутствия в СМИ, как и в ноябре 2012 года, заняли компании Kernel - 16% - и "Мироновский хлебопродукт" - 10,9%.
Доля Ls от общего тренда - доля или процент субъектных упоминаний о компании в СМИ от общего количества субъектных упоминаний всех исследуемых компаний. Субъектное упоминание - упоминание, посвященное одной компании.
Доля To(+) от общего тренда - доля или процент позитивных упоминаний компании в СМИ от общего количества позитивных упоминаний всех исследуемых компаний.
Доля Ls от упоминаний компании - доля или процент субъектных упоминаний о компании в СМИ от общего количества всех упоминаний одной компании.
Субъектное упоминание - упоминание, посвященное одной компании.
Доля To(+) от упоминаний компании - доля или процент позитивных упоминаний о компании в СМИ от общего количества всех упоминаний одной компаний.
Медиа-поле лидеров медиа-активности насыщено позитивными и субъектными упоминаниями. Это свидетельствует об активной позиции "Нибулона", Kernel и "Мироновского хлебопродукта" в формировании имиджевых конструкций.
Это объяснимо: компании стремятся иметь имидж публичных. Последние две - в силу того, что таковы требования бирж, на которых котируются их акции.
Впрочем, данная тройка компаний в конце 2012 года имела и некоторые имиджевые проблемы. Так, в публичную плоскость перешел конфликт "Нибулона" и Николаевской облгосадминистрации.
Компания решила перенести отчетность из органов статистики Николаевской области. Естественно, это автоматически испортило бы показатели региона в глазах Киева. Советский Союз распался 21 год назад, однако старые принципы оценки эффективности работы глав областей по-прежнему применяются.
Ktl/N - коэфициент логического присутствия, отражает долю присутствия компании в текстовом массиве с учетом тональности и субъектности упоминания как исследуемой компании, так и других компаний исследуемого тренда.
Pg/N - рейтинг влиятельности СМИ, зависящий от типа СМИ, тиража (покрытия), периодичности.
Что касается "Мироновского хлебопродукта", то имиджевые сложности этой компании обусловлены заявлением агентства Moody's о планах понизить рейтинги одного из крупнейших производителей мяса птицы в Украине.
И пусть данный шаг является лишь следствием понижения рейтинга гособлигаций Украины с В2 до В3, он явился негативной новостью. Комментариев представителей компании по этому поводу в украинской прессе не было.
В декабре неоднозначные упоминания о компании Kernel были связаны с обсуждением темы перераспределения игроков на сахарном рынке Украины. СМИ делали акцент на том, что сахарный бизнес покидают компании с низким запасом прочности, а также те, для кого этот бизнес не является основным.
Как известно, в октябре председатель совета директоров и крупнейший акционер компании Андрей Веревский объявил о решении выйти из сахарного бизнеса и продать принадлежавшие ему заводы.
В целом же самой тиражируемой медиа-новостью декабря на рынке АПК в сегменте аграрных компаний стало сообщение о том, что второй год подряд Украина производит сахара больше, чем ей необходимо.
Фото unian.net |
Старший аналитик компании "Драгон капитал" Тамара Левченко объясняла перепроизводство благоприятной погодой. "В этом сезоне хорошая урожайность свеклы - примерно 40 центнеров с гектара. Кроме того, сахаристость свеклы выше обычного - 12,5-13% вместо 11%", - сказала эксперт.
В 2011 году из-за перепроизводства и слабого экспорта установились убыточные для большинства заводов цены на сахар.
В 2012 году посевные площади свеклы уменьшились на 15% в сравнении с 2011 годом до 454 тыс т, задействовано меньше переработчиков. Однако итог тот же: перепроизводство и падение интереса к отрасли со стороны инвесторов.
"Из-за перепроизводства и крайне низких цен с рынка начали уходить не только мелкие, но и крупные игроки. Так будет до тех пор, пока в Украине не завершится консолидация бизнеса: рынок не разделят несколько крупных компаний, а количество заводов не снизится с 99 до 40", - писала пресса.
NOKs Fishes работает с 2005 года и специализируется на медиа- и репутационных исследованиях. Среди клиентов - ведущие компании Украины. Медиа-поле изучается по печатным СМИ (196 - Киев, 365 - регионы) и 2 500 интернет-изданиям.