Яценко та Лавринович знову захоплюють ринок оцінки

Яценко та Лавринович знову захоплюють ринок оцінки

Кілька "ручних" фірм повинні були вирішувати, скільки коштуватиме оцінка майна в Україні. Виставлені ними тарифи виявилися в 6-10 разів вищими за середні ринкові. (Рос.)
Вівторок, 11 грудня 2012, 15:22
Андрій Вишинський, журналіст

На заседание Кабмина, состоявшееся 5 декабря с подачи министра юстиции Александра Лавриновича был вынесен проект "Концепції нормативного врегулювання оцінки для цілей оподаткування і сплати інших обов'язкових платежів, які справляються відповідно до законодавства".

Проект был разработан некой рабочей группой, созданной во исполнение поручения премьер-министра Николая Азарова №29725/1/1-12 от 17 июля 2012 года.

Что это за группа, неизвестно, но содержание проекта настолько пронизано интересами вполне определенных лиц, что даже не верится, что такой документ может выноситься на обсуждение правительства. Тем не менее, он был вынесен.

Дело до его принятия пока не дошло, но проект концепции не был и отклонен. А это значит, что в ближайшее время он может быть рассмотрен повторно.

Реклама:

При этом есть сильные предпосылки к тому, что нынешний руководитель Минюста, выносивший проект на Кабмин, в скором будущем сядет в кресло спикера.

Оттуда ему будет еще проще не только убедить главу Кабмина одобрить необходимый ему документ, но и поспособствовать его реализации на законодательном уровне.

Атака с ходу

История "тендернизации" рынка оценки, то есть создания схем заработка способом, подобным небезызвестной Тендерной палате, началась еще в начале 2012 года.

Тогда несколько депутатов и чиновников высокого ранга решили монополизировать оценочный рынок услуг. Его емкость - несколько сотен миллионов гривен с десятью тысячами субъектов - от предпринимателей-одиночек до мощных оценочных фирм. Причем такова емкость рынка до монополизации, после она будет большей.

Тогда впервые после долгого перерывь вновь всплыли имена депутатов Антона Яценко и Сергея Осыки. Их поддерживали глава Фонда госимущества Александр Рябченко и глава Минюста Александр Лавринович.

Как создать монополию, эти господа знали - однажды они уже построили подобную схему, которая перекачала в частные руки суммы с десятью-одиннадцатью нулями. "Тендерную мафию" все еще хорошо помнят.

С подачи Яценко и Осыки втихаря были внесены несколько изменений в законы и приняты до двух десятков полузаконных приказов ФГИ, которые способствовали монополизации рынка услуг налоговой оценки - одного из сегментов рынка.

Антон Яценко (праворуч) з бютівцями Кожемякіним і Осикою. Фото УП

Была создана система ограничений, при которых на рынке могли работать только избранные. После издания приказов около 9 тыс сертифицированных специалистов лишались доступа к рынку налоговой оценки, а на их место должны были прийти 12 частных "свежеиспеченных" киевских фирм.

Именно они должны были решать, "что, сколько и для кого" будет стоить оценка в Украине. Выставленная этими фирмами стоимость работ сразу же оказалась в 6-10 раз выше среднерыночной. В некоторых регионах Украины стоимость оценки домовладения на время действия приказов достигала 14 тыс грн.

При этом время, необходимое на выполнение оценки, существенно выросло - слишком узким оказался круг "новых оценщиков".

Бурные протесты оценщиков, поддержанные СМИ, привели к тому, что авторам монополии не удалось добиться своей цели. По указанию премьера Николая Азарова ФГИ нехотя отменил свои приказы, которые должны были стать частью "схемы" через месяц после их принятия.

Оценочное сообщество праздновало победу, но, как оказалось, рано.

Война клонов

Подавляющее большинство украинских оценщиков объединено в саморегулируемые организации. Наиболее авторитетные из них - "Украинское общество оценщиков", "Ассоциация специалистов оценки", "Союз экспертов Украины", "Союз оценщиков земли", "Всеукраинский союз экспертов-оценщиков" и "Союз оценщиков Украины".

Эти структуры помогают вырабатывать цивилизованные правила игры на рынке и повышать уровень качества услуг. Проще говоря, эти организации служат инструментом взаимного сдерживания игроков и распределения сфер влияния.

И вот когда оценщики вздохнули с облегчением, считая, что попытку отобрать у них профессию удалось пресечь, появилось "обращение" к Кабмину. Его подписали руководители трех наспех созданных на бумаге - по словам оценщиков, с подачи ФГИ - виртуальных саморегулируемых организаций: АОУ, АСБОУ, СОУ.

В "обращении" была просьба "урегулировать оценочную деятельность". Эти структуры, говорят оценщики, являются элементом схемы захвата отрасли.

Интересно, что Министерство юстиции на удивление оперативно отреагировало на просьбу-предложение "фантомов" по "урегулированию" рынка оценки.

Олександр Лавринович. Фото heritage.com.ua

По его инициативе была создана межведомственная рабочая группа без привлечения саморегулируемых организаций оценщиков и представителей рынка. Судьба целой отрасли решалась без привлечения ее участников.

В результате, так называемая Межведомственная комиссия поддержала концепцию руководителей трех виртуальных организаций и не приняла во внимание документ, представленный оценочным сообществом страны.

Юридические ухищрения

Как уже указывалось, на днях "наработки" этой Межведомственной рабочей группы за подписью министра юстиции Александра Лавриновича были направлены на рассмотрение Кабинета министров.

По странному стечению обстоятельств, эти наработки совпадают с тем, что пытались с наскоку сделать "приватизаторы профессии" несколько месяцев назад.

В документе использованы правильные слова, но среди них вставлены идеи и механизмы, выгодные ограниченному числу лиц. Вот несколько примеров.

Пример первый. Авторы проекта концепции предлагают внести в закон "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности" изменения, предусматривающие исключение обязательности прохождения оценщиками стажировки.

Сегодня в Украине, чтобы стать полноценным профессионалом-оценщиком, нужно пройти обучение и стажировку.

Стажировка применяется при обучении всех специалистов, которые определены законом "Об основных принципах предотвращения коррупции" как лица, оказывающие общественно и юридически значимые публичные услуги.

Обязательной стажировка является не только для оценщиков, но и для нотариусов, юристов, судебных экспертов.

Логично, что рабочего не поставят за станок без элементарной стажировки под наблюдением опытного мастера. Отказ от стажировки оценщиков может существенно снизить уровень и качество оценки. Однако не это главное.

Фото io.ua

Идея в том, чтобы быстро допустить на рынок оценки людей, которые не имеют опыта работы в отрасли. Авторы концепции смогут быстро нарастить необходимое для бесперебойной работы схемы количество "карманных" оценщиков. Если опытные работники не пойдут на их условия, то оценкой займутся выпускники школ.

Пример второй. Авторы концепции предлагают "расширить доступ к профессии" и разрешить проводить оценочную деятельность "физическим лицам, которые прошли обучение (в том числе путем самообразования)".

Чтобы было понятно кощунство разработчиков, концепция в первую очередь касается тех оценщиков, которые будут применять свои знания при проведении оценки в целях налогообложения.

То есть объемы налогов будут рассчитываться на основании выводов людей, не имеющих опыта ни в строительстве, ни в землеустройстве, ни в юриспруденции, ни в экономике, ни в налоговом учете.

Пример третий. Непонятно, зачем появилась дополнительная специализация в оценке "для целей налогообложения".

Долгие годы специализация оценщика определялась по виду имущества - "что" оцениваем: дом, самолет, авто. А вот специализация "для целей налогообложения" создана по принципу "для кого" оцениваем.

По сути, мы встали на путь, когда стоимость будет определяться для каждого заказчика отдельно по отдельным направлениям: для налоговой службы, для исполнительной службы или для частного лица.

Это противоречит Национальным стандартам оценки, в которых определены виды стоимости, типы имущества, но не определены различия в стоимости в зависимости от заказчика. В международных стандартах такой разницы нет и быть не может.

Пример четвертый. Одно из предложений касается окончательной ликвидации Наблюдательного совета по вопросам оценочной деятельности, существующего с 2002 года.

Этот орган следил за внедрением и соблюдением стандартов и правил в оценочной деятельности и формировался на паритетных началах: половина состава - от органов власти, половина - от оценщиков. Фактически авторы концепции предлагают уничтожить нынешние принципы самоорганизации сообщества оценщиков.

И это далеко не полный перечень предложений, целью которых является захват рынка оценки в одни руки. В ближайшее время ожидается очередной виток противостояния между оценщиками и "оценщиками".

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: