Колесніков пообіцяв ями. Кабмін схвалив

Колесніков пообіцяв ями. Кабмін схвалив

Передусім країні потрібне зростання дорожньої інфраструктури, а вже потім - податкові надходження від цієї діяльності. Однак Колесніков не хоче досягати такого результату - легше сидіти і доїти бюджет. (Рос.)
Вівторок, 2 жовтня 2012, 09:07
Максим Кухар, журналіст, для ЕП

Магистрали в стране продолжат содержать на деньги бабушек и инвалидов. Об этом говорит одобренная правительством концепция развала автодорог до 2018 года.

В магистрали хотят вложить 264,553 млрд грн или около 33 млрд дол. При этом доля госбюджета в проекте составит 242,206 млрд грн.

То есть на частные вложения в дорожное хозяйство концепция отводит 22,3 млрд грн, что составляет всего 8% от общего объема финансирования.

Эти цифры говорят о многом. Например, о том, что отрасль, которая имеет все шансы финансироваться за счет частных инвестиций, и впредь будет содержаться за счет недоедания пенсионеров и детей.

Реклама:

О чем говорят не раз называвшиеся цифры из сферы дорожного хозяйства?

Однозначно о том, что без огромных частных инвестиций украинские дороги просто не спасти. Для поддержания их в рабочем состоянии, а тем более активного строительства новой дорожной сети, нужно больше, чем запланировало правительство, и чем может дать госбюджет.

Согласно оценкам Мирового банка, Украина должна тратить около 1,5% ВВП или 2,5 млрд долл в 2011 году лишь на содержание автодорог. Потребность же в инвестициях составляет около 5 млрд долл в год на следующее десятилетие.

Иначе, по мнению экономистов уважаемой организации, плохие дороги станут удавкой на шее экономического роста страны и в настоящем, и в будущем.

Однако и эта оценка, возможно, является скромной, учитывая, что на реконструкцию 108-километрового отрезка дороги Киев-Харьков запланировано потратить 450 млн долл. А в новую дорогу Киев-Черкассы-Днепропетровск протяженностью 394 км запланировано вложить 23,5 млрд грн или 3 млрд долл.

При этом если сравнить плотность и статус автодорог в ЕС и Украине, то станет очевидным, что таких магистралей, как новая дорога Киев-Черкассы-Днепропетровск Украине нужны десятки. Это, кстати, предусмотрено обязательствами Украины по созданию международных транспортных коридоров.

Усложняет ситуацию и тот факт, что Украина - лидер в Европе по транспортным издержкам на единицу продукции. Это говорит о том, что стране дорог нужно больше, чем среднестатистическому региону в ЕС.

"Чтобы заработать один условный доллар ВВП, в Украине в среднем требуется перевезти 6 тонно-километров грузов, в ЕС-25 - 0,3 тонно-километра, то есть в 20 раз меньше", - говорится в исследовании фонда "Эффективное управление".

К счастью, большая часть этой страновой логистической трагедии ложится на плечи железной дороги, но автодорогам тоже достается.

Фото pinka.pl

Даже по скромным оценкам Украина должна вкладывать в автодорожную сеть по 7,5 млрд долл в год, а всего до 2018 года - 45 млрд долл. Однако концепцией вице-премьера Бориса Колесникова, отвечающего в правительстве за инфраструктуру, предложено выделить только 33 млрд дол бюджетных средств.

То есть механизм решения дорожного вопроса концепцией не предложен. Украинцам пообещали большие траты и плохие дороги в 2018 году, которые будут сдерживать экономическое развитие страны.

При этом в очереди за бюджетным ресурсом, кроме музеев и онкоцентров, стоит и "Укрзализниця", игриво угрожая коллапсом экономики страны в случае, если до 2020 года в нее не вольют 200 млрд грн. И этот список можно продолжить.

Конечно, для прихода частных инвестиций в отрасль нужно создавать нормативную базу и внедрять новые формы сотрудничества с инвесторами. Однако Мининфраструктуры не идет по этому пути. Оно гордо заявляет, что доля рыночной экономики в дорожном хозяйстве не превысит 8% к концу десятилетия.

Вместо того чтобы внедрить способы постройки дорог за счет инвесторов, профильное министерство перекладывает весь груз проблемы на бюджет. В итоге налогоплательщики тоже окажутся в проигрыше, ведь за названные министерством миллиарды необходимых дорог к 2018 году не построить.

Все это ставит вопрос о кадровой пригодности менеджмента отрасли. Ведь выкатить круглую сумму бюджету к оплате может и бухгалтер ведомства, а вот найти эти деньги в частном секторе - это задача менеджера.

Нельзя сказать, что ведущие чиновники сектора не знают, что делать. Знают, но молчат. Когда начал рушится проект по скоростным пассажирским железнодорожным перевозкам, решение было найдено.

Оно состояло в том, чтобы наступить на горло гордости Николая Азарова - на Налоговый кодекс - и снизить фискальное давление на важный проект.

Относительно дорожного строительства можно и нужно добиваться того же. Ведь задача предельно ясна: нужно делать что угодно, но через пять-восемь лет соответствующих ГОСТу дорог должно быть не 2% как сейчас, а 92%.

Для страны первостепенен рост дорожной инфраструктуры, а уже потом - налоговые поступления от этой деятельности. Однако Колесников не хочет добиваться нужного результата - легче сидеть и доить бюджет.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: