Чому в Україні нема автомобілебудування
Недавно я приобрел антикварную книгу "Больной автомобиль и способы его лечения" 1915 года издания, город Петроград.
На ее последних страницах, как и в нынешних глянцевых журналах, напечатана автомобильная реклама.
Среди прочего продвигаются шины - "Мишлен", "Колумб", "Проводник", "Треугольник", автомобили - "Дэлаге", "Шевроле", "Фиат", "Кейс", "Итала", "Аквила", "Ланича", "Протос", "Пирс-ароу", "Националь", "Кадиллак", "Гупмобиль", "Саксон", мотоциклетки "Горлеу-Давидсон".
Кроме того, рекламируется авто "Руссо-балт" производства Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, на котором тогда ездили вдовствующая императрица Мария Федоровна и сам государь император Николай II.
В отличие от нынешнего руководства России и Украины, которые выбирают "Мерседес 600 Пульман", тогда первые лица Государства российского поддерживали отечественного производителя.
Конечно, дальше советский автопром предпочитал копировать западные разработки, но даже тогда конструкторы пытались внести в эти разработки что-то новое.
Например, в автомобиле "Победа", 1946 год, практически полностью копировавшем "Опель капитан" - двигатель был полной копией Dodge - впервые в мире были слиты передние крылья с капотом и убраны подножки - дизайнер Самойлов. Уже через год отечественное ноу-хау начали массово копировать мировые автоконцерны.
Когда в СССР возник спрос в микролитражках, "Совавтопром" - как и "Укравтопром" ныне - решил скопировать Fiat 600 - разработку дизайнера Данте Джакоза 1955 года: сзади - мотор, спереди между колес - багажник.
И вот родилось украинское автомобилестроение: на Запорожском комбайновом заводе "Коммунар" началось производство - не сборка, а именно производство - Fiat 600, извините, "Запорожца".
Однако в отличие от тех автомобилей, которые сейчас собирает ЗАЗ, используя "родные" корейские или китайские двигатели, тогда "Укравтопром" не мог себе позволить ставить в "Запорожцы" итальянские двигатели.
Двигатели ставились отечественные, но недостаточно компактные, поэтому "Запорожец" отличался от Fiat 600 выступающим сзади капотом.
Кроме того, в отличие от прототипа "Запорожец" вместо 12-дюймовых колес получил 13-дюймовые: ситуация с дорогами в 1950-х годах была не лучше, чем сейчас.
Тогда гордость запорожских конструкторов не давала им довольствоваться простым копированием итальянцев. Именно в Запорожье и именно на основе "Запорожца" украинцы впервые в СССР попытались выпустить переднеприводной автомобиль.
Фото ridnamoda.com.ua |
Еще в начале 1960-х годов именно в Запорожье, а не на ВАЗе, главный инженер "Коммунара" Владимир Стешенко организовал разработку переднего привода в экспериментальном цехе, спроектировал подвижный стенд-автомобиль - выбирал комбинацию передней и задней подвесок.
Хотя прототип переднеприводного "Запорожца" в 1975 году лично одобрил наш земляк Леонид Ильич Брежнев, "московское лобби" не разрешило "младшей сестре" стать первой.
Выходцы из Тольяттинского автозавода в Минавтопроме СССР заблокировали перспективную разработку, но сами смогли выпустить первый переднеприводной автомобиль в СССР - "трехдверку" ВАЗ 2108 - только через девять лет, в декабре 1984 года, и то при помощи инженеров из Porshe.
Впрочем, и после этого перспективную разработку "ЗАЗа" блокировали, дабы не создавать конкуренцию "восьмерке". Переднеприводная "Таврия" пошла в серию лишь в 1988-м году на одном конвейере с "Запорожцем".
Снята с производства "Таврия" была лишь в 2008 году. За 20 лет она была модифицирована всего лишь раз, в 1998-ом году.
Причем решение положить конец украинскому автопрому путем снятия с производства последних украинских авто - "Таврии", "Славуты" и луцкой "Волынянки" - и перехода на сборку устаревших корейских и китайских моделей до сих пор не понятно гражданам Украины.
Ведь и "Таврия", и "Славута" даже сегодня, особенно по соотношению цена- качество - неплохие автомобили. Даже сегодня, особенно в преддверии второй волны кризиса в Украине, они были бы востребованы украинцами.
А если бы "Таврия" как первый советский переднеприводной автомобиль увидела свет в 1970-х годах, она стала бы хитом продаж не только в СССР, но и в Европе. В те времена у мировых автоконцернов не было переднеприводных малолитражек.
Если бы не происки Москвы, ЗАЗ уже в 1970-е годы мог бы завоевать европейские и мировые рынки. Он бы мог развиваться, накапливать прогрессивный опыт и войти в 21 век флагманом автопрома.
Вместо этого последние украинские разработки снимаются с производства, и за украинские авто выдается сборка устаревших корейских, китайских и российских моделей.
Потеряв время, угнаться за мировым автопромом будет сложно. Не так давно россияне пытались возродить легендарный "Руссо-балт", но прототип этого роскошного авто - Impression - уже сделан на основе Mersedes-Benz и не на Русско-балтийском вагонном заводе, а немецкой фирмой GERS.