Енергетика: мільярди на вчорашній день
В конце лета и без того небезупречная кредитная история Украины пополнилась еще одним долговым обязательством.
НАК "Нафтогаз Украины", заручившись поддержкой Кабмина, взял в долг $3,6 млрд. в Государственном банке развития Китая. За эти деньги четыре государственные теплоэлектроцентрали буду переведены с газового топлива на уголь.
Предполагается, что этот "перевод" поможет снизить потребление Украиной российского газа на 4-5 млрд кубов ежегодно.
Действительно, сейчас китайские банки охотно дают кредиты разным странам мира. Деньги там стоят не так дорого, но свои 5-6% годовых китайцы получат.
При всей внешней привлекательности такого энергетического проекта могу с уверенностью утверждать, что он сколь затратный, столь и утопический. Начнем с того, что технически невозможно "бросить" в существующие котельные уголь.
Во-первых, уголь придется переработать для получения воздушно-угольной смеси, и только после этого он подойдет для использования в некоторых видах котлов.
Во-вторых, чтобы украинские теплоэлектроцентрали смогли работать на этой смеси, потребуется полностью заменить их оборудование.
В качестве ответной любезности за сравнительно недорогой кредит Поднебесная, скорее всего, потребует от Украины разместить заказы на покупку соответствующего оборудования именно на китайских предприятиях.
Теперь немного истории. Все ныне действующие украинские теплоэлектростанции строились еще при Советском союзе с целью отопления городов. Шли десятилетия, города разрастались, и теперь ТЭЦ расположены если не в центрах большинства из них, то, по меньшей мере, стали деталью пейзажа спальных массивов.
Сейчас эти станции работают на газе, и горожан может разве что смущать вид наземных частей трубопроводов.
Предположим, что полная замена теплового оборудования на ТЭЦ состоялась, оборудование для производства воздушно-угольной смеси также установлено. И на повестке дня - новая проблема, логистическая.
Чтобы подвозить уголь на ТЭЦ в постоянном режиме, к теплостанции нужно проложить железнодорожные пути, связывающие ее с инфраструктурой. Вы можете представить себе грандиозность и абсурдность это задачи - наладить железнодорожное сообщение через жилые массивы украинских городов?
Решать такую задачу можно долго, "ухлопать" на это не один миллиард долларов, но вот решить ее - практически невозможно.
Фото pravda.lutsk.ua |
В результате, вложения в полную замену оборудования на ТЭЦ и в попытки проложить железнодорожные колеи через детские площадки будут настолько колоссальными, что полностью перекроют возможную финансовую выгоду от перехода теплоэлектростанций с газа на уголь.
Кроме того, Украина является сильным игроком в рамках Киотского протокола и продает неиспользованные квоты на выброс углекислого газа. Кстати, в том числе и на "киотские" деньги развивается у нас альтернативная энергетика.
Начав сжигать уголь на ТЭЦ, Украина лишится этой возможности, поскольку выбросы углекислого газа в атмосферу неизбежно увеличатся.
Понятно, что Украине нужно искать любую возможность соскочить "с крючка" газовой зависимости от России. Но если уже и привлекать зарубежные кредиты, то на строительство новых, передовых энергетических объектов.
Например, можно строить современные станции, где для получения тепла будет сжигаться мусор, который у нас скапливается в катастрофических количествах. Ведь современные города производит огромное количество отходов, которые служат отличным топливом для ТЭЦ нового типа.
Давайте вспомним, что Германия планирует к 2050 году нарастить долю возобновляемой энергетики с нынешних 25% до 80%. Барак Обама также обещает обеспечить "зеленой" энергетике 30-процентную долю в течение пяти лет.
Во всем мире постепенно отказываются от использования угля в пользу солнца, ветра, гидроэнергетики, энергии биомассы. Зачем же Украине тратить миллиарды долларов на "вчерашний день" энергетики? Ведь за эти деньги мы могли бы провести, например, реконструкцию украинских малых гидроэлектростанций.
Они имеют эффективность, аналогичную теплоэнергоцентралям, не наносят никакого удара по экологии, и для их модернизации нет необходимости устраивать логистическую вакханалию.
Фото epochtimes.com.ua