Некомпетентність чи черговий провал реформ
За последнее время мы привыкли, что каждую сферу жизнедеятельности наших граждан правительство пытается реформировать. На эти "реформы" уходят ресурсы, время, и что не маловажно деньги из госбюджета.
Касательно реформирования нашей системы регистрации прав собственности на недвижимость, следует сказать одно - ее как не было кому регулировать, так и нет. Деньги на это дело берутся. Вроде, учат на регистраторов. Вроде, и Реестр новый обкатывают. А все стоит на месте, как и раньше.
Люди, немного подучившись и получая 900 гривен в месяц, уходят. Реестр все не упрощается. А мысль, как реформировать, все мечется из одной крайности в иную.
Последние изменения в Закон о регистрации имущественных прав и их ограничений пестреет новыми идеями. Теперь решено, что штат Укргосреестра в составе более 6000 работников (под контроль этого ведомства переходят сотрудники БТИ – ЕП) маловат. И ему не справиться с работой, которая ожидается с 01 января 2013 года. Поэтому им на помощь придут еще иные регистраторы.
Первыми в помощь должны прийти нотариусы, которые станут регистраторами переходов прав собственности. Простыми словами, кто заверил сделку, тот и может ее зарегистрировать.
Читайте також: Про позицію Укрдержреєстру з цих питань читайте в інтерв'ю Анатолія Лещенка, заступника директора Департаменту державної реєстрації речових прав на нерухоме майно Державної реєстраційної служби України.
Как всегда, тут заложена мина замедленного действия. Необходимо учитывать что очень мало нотариусов будет расширять свой штат и брать дополнительных людей на этот вид работ. А тем более, нести за него ответственность, тратить деньги на подключение к новому Реестру и обучение людей в ДП "Информюсте".
Вторыми призваны в помощь так называемые кадастровые регистраторы, которые смогут (еще не понятно, как на практике) регистрировать права собственности на недвижимость после сделки на землю. В данном случае, аферисты или рейдеры могут воспользоваться неразберихой и "упрощением" для быстрого захвата собственности или предприятий.
К декабрю будет видно, насколько практически, финансово, материально и ресурсно готов Укргосреестр.
Типова картина в БТІ |
Касательно инвентаризации, то, как и хотели некоторые чиновники, готовые нажиться на захвате нового вида профессии, закон "Про техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества" от 05 июля 2012 вернулся из администрации Президента без подписи.
Плюс, был предложен свой вариант законопроекта. Что интересно, он практически один в один дублирует правительственный, который не был принят даже в первом чтении. Очевидно, кто-то спешит до выборов запустить свои схемы заработка. Но тут, как говорится, если всплывет вся правда, то ответственным за это лицам очень сильно попадет.
Законопроект, который должен был служить основой регулирования градостроительной деятельности и стабилизатором рынка недвижимости, может способствовать очередным грубым правовыми коллизиями.
Начнем с определения терминов. Дается определение справке–характеристике, но в Законе не прописано, для чего, кому и на каких основаниях будет служить эта справка. Документ будет действителен 12 месяцев, что сводит к минимуму полезность и точность информации, которая будет в нем определена.
Технический паспорт вообще обещает быть бессмертным. Даже при наличии техпаспорта, выданного в 1970-е, 1980-е и 1990-ые годы можно будет провести сделку. Что приведет к занижению стоимости объекта при его определении стоимости (для уплаты пошлины), или вообще к возможной продаже "воздуха".
Статья 2 Законопроекта определяет, что его целью является предоставлении сведений для государственной регистрации недвижимости и обеспечения государственных органов и органов местного самоуправлением необходимой информацией.
Однако последующие статьи сводят эту цель на нет, отдавая проведение текущей инвентаризации на усмотрение сторон.
Типова база даних БТІ. Фото atn.ua |
Странно, но в программе Президента пункт 80.1.1. четко зафиксировал следующее:
- (необходимо – ЕП) Проведение обязательной технической инвентаризации объектов недвижимого имущества и завершенного строительства,
1. при приеме их в установленном порядке в эксплуатацию,
2. достроенных и перепланированных объектов (с изменением несущих конструкций),
3. также при осуществлении сделок по отчуждению объектов недвижимого имущества, не принятых в эксплуатацию, с не завершенным строительством, а также объектов недвижимого имущества, самовольно построенных, бесхозных, до принятия судом решения о признании права собственности на такие объекты.
Статья 3,4 предложенного законопроекта вообще нарушают нормы Конституции, Хозяйственного кодекса и условий ведения хозяйственной деятельности. Они позволяют ввести иностранцев и лиц без гражданства в состав субъектов, которые могут осуществлять техническую инвентаризацию частных предпринимателей. Кроме этого, они позволяют ограничиться наличием в составе предприятия только одного такого специалиста. Кроме того, этот специалист должен дополнительно получить сертификат на занятие своей деятельностью.
Думаю, нет необходимости говорить о том, что ни одни ВУЗ на сегодняшний день не готовил и не готовит таких специалистов. Как и на основании каких норм профильное министерство будет готовить в сжатые сроки требования к сертификации? На какой срок? За какие средства?
В предложенном документе не дается точного состава документов, необходимых как для первичной инвентаризации, так и для текущей. Не обозначен срок инвентаризации ни для текущей, ни для первичной.
Статьи 9,10,11 сводятся к тому чтобы забрать, изъять и иметь законные основания для уничтожения какого-либо органа, где может храниться или находиться точная и достоверная информация.
При этом в нарушение ряда норм Конституции, законов, международных и европейских конвенций предлагается отобрать собственность граждан (частная), общин (коммунальная), автономной Республики Крым (республиканская). А после этого – передать вновь созданному, но не работающему органу – Укргосреестру.
Так же непрофессионально рабочая документация (инвентарные дела) предприятий БТИ названа архивом. Это не согласовывается с законодательством про архив и архивное дело.
Переходные положения предусматривают, на мой взгляд, абсурд, который невозможно выполнить. Предприятия БТИ обязаны, непонятно за чей счет и для чего, перевести инвентарные дела из бумажной формы в электронную. Наверно, кто-то понял, что с бумагами слишком долго возиться. Поэтому сразу нужно создать электронную версию, сделать под нее Реестр, и на нем зарабатывать, штампуя "вытяги".
На чому зараз незаконно заробляють в БТІ. Схема "Сегодня" |
В целом, предложенный администрацией Президента правительственный вариант закона ведет к следующим негативным последствиям:
1. Ухудшению исполнения своих функций органами местного самоуправления;
2. Нарушению норм Конституции, международных конвенций и законов про гарантии государства о сохранности собственности граждан, в том числе и интеллектуальной;
3. Уничтожению достоверной и точной информации на объекты недвижимости;
4. Еще большему ухудшению инвестиционной привлекательности, в связи с неразберихой и разрушением "единого окна";
5. Увеличению числа безработных на 40 000 человек.
6. Дополнительной нагрузке на основной и местные бюджеты в связи с обязательным финансированием статей предложенного закона, а также на центры занятости, в которые пойдут большинство будущих бывших работников БТИ;
7. Уменьшению или прекращению выплат в местные бюджеты коммунальными предприятиями в связи с их ликвидацией;
8. Увеличению уровня коррупции;
9. Ухудшению уровня услуг для населения.