Митниця повернулася до схем 1990-х
Как известно, весной на таможне началось переформатирование схем, связанных с растаможиванием импортируемых товаров. В результате "растаможка" поначалу практически остановилась.
Причиной послужило неофициальное требование со стороны руководства Гостаможслужбы увеличить взимание таможенных платежей более чем в два раза.
Например, если до этого субъект ВЭД платил за "растаможку" машины 40 тысяч гривен в бюджет и $5 тысяч "модным" фирмам, то с середины марта за такую же машину таможня стала требовать заплатить в бюджет 90-95 тысяч гривен - больше, чем ранее по обоим направлениям.
"Модные" же фирмы перестали функционировать, что и привело к коллапсу.
Со временем дым рассеялся, и ситуация прояснилась. Конечно, сегодня большинство импортеров указанный выше завышенный тариф не платит. Под такой тариф попадают только те, кто завозит и растаможивает товар самостоятельно.
Большинство же завозит товар через несколько оставшихся на рынке фирм, помогающих растаможить его дешевле. Возможности у этих фирм скромнее, чем у тех, которые были подконтрольны тому же Юре Енакиевскому, однако они могут помочь завезти машину с уплатой 60-70 тысяч гривен в бюджет.
Их услуги стоят гораздо меньше, чем услуги предшественников, поэтому импортер может потратить на "растаможку" вместо прежних $10 тысяч где-то $11 тысяч.
При этом бюджетные поступления действительно существенно - хотя и не на 50% - выросли. Поговаривают, что причины этой метаморфозы заключаются в том, что прежняя стройная система была полностью разрушена.
На самом верху якобы поняли, что вместо существовавшей системы наполнения и поднятия "чемодана" вполне могут обойтись непосредственно освоением бюджетных средств: и выглядит все легально, и контроль надежнее.
Соответственно, руководству Гостаможслужбы дали отмашку централизованно "чемодан" не наполнять, а направлять все в бюджет.
Фото Сегодня |
Сказано - сделано. Правда, при этом обнаружилась другая проблема. Прежде именно из "чемодана" кормились не только работники Гостаможслужбы по всей вертикали, но и другие заинтересованные структуры: СБУ, прокуратура, МВД. Теперь же этот источник иссяк, и людям предложили жить на одну зарплату.
Скажем, руководство Таможни такую потерю пережить смогло. Да, возможно, какие-то неприятные потери оно и понесло, однако у него осталась возможность самостоятельно тягать товар через "дырки в заборе" или помогать с этим делом.
Как минимум, это дает возможность частично восполнить потери. Разумеется, имеют возможность зарабатывать и руководители других важных ведомств. А вот руководителям среднего звена и региональных таможен было предложено жить на одну зарплату без каких-либо альтернатив.
В итоге, очень скоро именно на этом уровне стали появляться инициативные люди, готовые поспособствовать - вместе с коллегами из профильных органов - в более дешевом ввозе товаров, например, путем подмены кода ввозимого товара. Везет, к примеру, человек кондиционеры, а ему их предлагают оформить как укроп.
То есть вырисовалась еще одна схема ввоза товара. Она, конечно, более рискованная (сверху могут накрыть), зато сулит большую прибыль.
В целом же ее применение означает возврат к более "демократичным" временам работы Гостаможслужбы, которые пришлись на конец 1990-х - начало 2000-х годов. А это, видимо, значит, что в ближайшем будущем можно ожидать скандалов с разоблачением нерадивых таможенников, работающих на местах.
*У заголовку фото donbass.ua
*******************************
Disclaimer
Колонка є видом матеріалу, який відображає точку зору окремо взятого автора на окремо взяту тему. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не співпадати з точкою зору автору. Редакція не несе відповідальності за достовірність та тлумачення приведеної інформації, і виконує виключно роль носія.