"Бананова" Україна? Якби ж то!

"Бананова" Україна? Якби ж то!

Подорожуючи різними країнами, у тому числі екзотичними, і спостерігаючи, як живуть люди в різних куточках планети, всякий раз задаюся одним і тим же питанням: чому ж ми досі "не спромоглися" налагодити своє життя?
Вівторок, 7 лютого 2012, 14:28
Едуард Рубін, директор компанії Telesens, голова правління харківської філії Європейської Бізнес Асоціації (ЄБА), доцент НТУ "ХПІ"

Недавно по свежим впечатлениям я рассказывал о том, как стремительно развивается Вьетнам, сегодня – некоторые наблюдения по следам поездки в далекий Эквадор.

Первый и главный вывод, который для себя сделал, - не стоит называть Украину "банановой республикой". Некоторые "банановые" республики живут намного лучше, чем мы.

Эквадор… Официальная минимальная зарплата, установленная правительством на уровне прожиточного минимума, - 300 долларов, на практике же почти никто не платит сотрудникам меньше 500 долларов в месяц. Да, здесь в ходу настоящий американский доллар, собственная национальная валюта отсутствует как таковая. Именно долларизация, по оценкам экспертов, помогла стабилизировать экономику страны в начале 21 века. Цена бензина, между прочим,  – 30 центов. Попросту бензин продается по цене, близкой к себестоимости производства, т.е. для внутреннего рынка компании поставляют топливо по такой цене, по которой его может потреблять население, зарабатывая, в основном, на экспорте.

Конечно, Эквадор - нефтедобывающая страна. Но, с другой стороны, Украина -  сельскохозяйственная страна. Почему же у нас такие дорогие продукты питания? Кстати, о продуктах. Всего на 3 доллара мы набрали на две семьи столько фруктов, что через три  дня часть из них пришлось выбросить.

Реклама:

Если нефть держит первое место среди экспортных продуктов, то сразу за ней идут все те же бананы и… розы. Объяснение простое: в латиноамериканской республике круглый год весенняя погода. Кстати, как оказалось, розы, которые у нас часто выдают за голландские, на самом деле родом с Эквадора, хотя везут их, действительно, через Нидерланды.

Наконец, еще одна важнейшая отрасль экономики – международный туризм. Он растет быстрыми темпами: в прошлом году сюда приехали 1,1 миллиона туристов, а годом раньше - 800 тысяч, при том, что население страны составляет около 15 млн. человек. Конечно, здесь есть все условия для бурного развития отрасли: тут и живописные океанские берега для любителей пляжного отдыха, горы и джунги для почитателей экстрима, и такая неповторимая жемчужина, как галапагосские острова. Но… ведь и у нас есть Крым и Карпаты, которые при определенных условиях могли бы стать настоящей сказкой для туристов.

Полиции на улицах эквадорских городов практически не видно, несмотря на это здесь очень спокойно, хотя еще 10-12 лет назад по ним было страшно ходить. Бурные политические события, сопровождавшиеся регулярной сменой власти, привели в итоге к тому, что в 2006 году пост президента занял представитель левых сил Рафаэль Корреа. Левый-то он левый, но это человек с блестящим образованием, полученным в университетах Европы и США, и с опытом работы на посту министра финансов.

Латиноамериканские парадоксы: Корреа провозглашает антиамериканские лозунги и дружит с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, а экономику его страны при этом цементируют американский доллар и инвестиции частных компаний США. Соединенные Штаты являются также главным торговым партнером Эквадора и в импорте, и в экспорте продукции.

Как рассказывают местные предприниматели, открыть свое дело здесь невероятно просто, и налоговые органы очень лояльны к частному бизнесу. Это страна сиесты, и тут привыкли всё совершать неспешно, но все, с кем мне довелось пообщаться, утверждают: государство сегодня делает максимум для того, чтобы здесь создавались новые и новые бизнесы.

Как ни странно, в этой далекой стране уже довольно много украинцев, чему способствует наличие безвизового режима. К тому же здесь не требуется получать разрешение на работу, то бишь страна поощряет здоровую конкуренцию на рынке труда.

Одна украинка, с которой мне довелось познакомиться, живет здесь уже 18 лет, преподает в университете информатику, не имея ученой степени доктора философии. Ее ежемесячная зарплата – 1800 долларов. Узнав, что я руковожу международной ИТ-компанией и имею опыт преподавания в украинском вузе, она тут же предложила мне читать лекции для студентов. Характерно, что мои ссылки на незнание испанского языка, были отметены коротко: "Дадим переводчика". Мелкая деталь, но она прекрасно иллюстрирует стремление эквадорцев к развитию. Кстати, ИТ-отрасль – одно из направлений, которому здесь уделяют все больше внимания, поэтому знания успешных специалистов, от разработчиков до менеджеров, очень востребованы.

Когда, вернувшись домой, я рассказал о "банановом Эквадоре" одному знакомому, он с грустью посмотрел на меня и сообщил, что сам недавно вернулся из Нигерии. "Очень во многом и в Нигерии живут лучше, чем мы", - это уже не мои слова.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!