Криза в полоні у пенсіонерів США
Вопрос "Когда кончится кризис?" стал, наверное, самым популярным в Украине за последние девять месяцев.
Обсуждение этой темы давно превратилось в схоластический спор о яйце и курице. Каждый аналитик считает своим долгом вставить свои пять копеек в заумную дискуссию, выискивая новые аргументы для собственной теории.
Пример подобной дискуссии я наблюдал в эфире одной из телепрограмм.
Эксперт долго убеждал всех, что лето 2009 года станет серьезным испытанием для экономик Украины и мира. Однако уже осенью, по его словам, можно будет ожидать разворота рынка, который принесет процветание и стабильность. Как ни удивительно, но речь аналитика при этом не сопровождалась доводами.
К счастью, большинство других экономистов в своих оценках привыкли в большей мере опираться на факты и на логические цепочки.
Думаю, большинство согласится, что основа сегодняшних экономических проблем базируется именно на дефиците ликвидности. В стране действительно мало денег. Банки не дают кредитов. Без финансовой подпитки экономика стоит.
Чтобы понять, как ликвидировать сформировавшийся дефицит средств, необходимо задать вопрос, откуда они могут сюда прийти. С Запада? Из стран-членов ОПЕК? Из Китая? Из России?
Естественно, деньги могут прийти из любой точки земного шара, но кто же из перечисленных стран делает погоду на нашем инвестиционном поле?
Как показал опыт последних лет, первой скрипкой в Украине проходят западные деньги. Конечно, не стоит забывать и о российском капитале. Однако Россия сама сильно зависима от западных ресурсов, поэтому ее нельзя рассматривать как полноценного игрока на украинском инвестиционном рынке.
То есть, чтобы понять, когда деньги вновь потекут к нам рекой, мы должны проанализировать состояние именно западных финансовых систем.
Крупнейшим денежным центром западного мира являются США. Чтобы понять, когда американцы смогут вновь направить свои капиталы в Украину, обратим внимание на внутреннюю ситуацию в этой стране.
В последнее время этот рынок подарил нам множество обнадеживающих вестей. В частности, говорилось о прецедентах обратного выкупа акций рекапитализированных банков их владельцами. Это не может не радовать.
Однако этот факт не дает понимания, чего же американской экономике ожидать дальше. Где у нее могут возникнуть следующие проблемы?
Осенью 2008 года США потратили огромные суммы на стабилизацию ситуации. Теперь же успех борьбы с кризисом зависит от того, насколько успешно Штаты смогут управлять дефицитным бюджетом страны. Что же может им помешать?
Сегодня наибольшей "дырой", на затыкание которой могут понадобиться государственные деньги, являются пенсионные фонды. Их сегмент медленнее реагирует на макроэкономические события, и поэтому большинство пайщиков фондов еще не ощутили на себе влияния кризиса.
При этом пенсионные фонды пострадали от макроэкономических проблем не меньше, чем любые другие финансовые институции.
Они, как и все, вкладывали в emergin markets, включая и обвалившийся в шестой раз украинский рынок, или страны Африки, где ситуация была еще хуже. Они были держателями не одной облигации, эмитент которой заявлял о дефолте. Они также пострадали от оттока средств части вкладчиков.
Естественно, после всех этих проблем фонды сильно "похудели". Большинству своих клиентов, которые перечислили на их счета по полмиллиона долларов и больше, они сейчас вернут не больше 50 тысяч.
Пенсионеры США - это очень большая сила. В этом статусе они проживают не менее 20 лет, активно влияя на экономику и политику страны.
Теперь представьте их реакцию, если правительство США разведет руками и оставит выходящих на пенсию наедине с 50 тысячами долларов, на которые необходимо как-то жить не менее двух десятков лет.
С большой долей уверенности можно предположить, что нынешняя администрация демократов не допустит социального взрыва и возьмет пострадавших на бюджетное обеспечение.
Где же отыскать средства на это в "потрепанном" кризисом бюджете? Обычно данная проблема решалась выпуском государственных облигаций, которые выкупались Китаем, другими странами БРИК или членами ОПЕК.
В последнее время, однако, китайцы не раз критиковали доминирующее положение доллара в мире. Народный банк КНР накопил значительный объем долларов и поддержал создание новой мировой валюты - SST.
Напрашивается резонный вопрос: будет ли и сейчас Китай покупать американские долговые обязательства? А если не будет? Что тогда? Даже если и в этот раз КНР выкупит облигации, антидолларовая риторика, продвигаемая китайскими финансистами, может повлиять на решения других стран.
Та же Индия может легко проявить характер и создать прецедент отказа от американских бумаг. Любой покупатель сейчас может выставить Америке свои условия и будет абсолютно прав. Что же станет с долларом в этом случае?
И, что наиболее важно, потянет ли он за собой всю мировую экономику. Ведь осень 2008 года очень четко показала, насколько быстро внутренние американские проблемы распространяются на всю планету.
Белому дому сейчас не позавидуешь. Патовость ситуации проявляется в том, что отказ от помощи пенсионным фондам чреват не только социальными проблемами, но и сильнейшим ударом по финансовому рынку страны.
Пенсионные фонды начнут массово банкротиться, поскольку приток средств в них прекратится. 30-летние представители среднего класса никогда не понесут сбережения дельцам, которые обеспечили их родителям голодную старость.
В итоге фонды, которые сейчас являются одними из крупнейших игроков на фондовых рынках мира, попросту уйдут в небытие.
Я не хочу указывать сроки окончания кризиса и методы выхода из него. Я просто предлагаю по-новому взглянуть на факторы, влияющие на макроэкономические процессы, в плену которых пребывает и Украина.
Кризис закончится не летом или осенью. Для его окончания необходима борьба с весомыми проблемами мирового масштаба. И нам остается лишь следить за происходящим.