Хто "замовив" ПІФи?

Хто "замовив" ПІФи?

Коли вперше прозвучало "інтернет-трейдинг", все стало на свої місця.
П'ятниця, 29 травня 2009, 12:40
Сергій Лямець, ЕП

Я долго не мог понять. Примерно месяц назад на экономических интернет-форумах вдруг начали "опускать" инвестиционные фонды.

Анонимные авторы вспоминают сложные ситуации вокруг ПИФов и КИФов. Чем занималась компания в 1990-х, насколько хорошо она обслуживает клиентов, кого обманывала, легко ли войти-выйти, кого подловили на манипулировании. В общем, житейские вещи на развивающемся рынке.

Поначалу я думал, что это просто бывшие или нынешние вкладчики. Ну, обиделись люди. Ну, катарсис у них. Это немудрено - после такого-то обвала. Смутила одна вещь. Оказалось, что процесс "вспоминания" очень хорошо организован.

Именно это наблюдение заставило думать, что инвестиционные фонды "заказали". Поначалу я заметил, что особенно плотно огонь ведется на трех ресурсах: http://www.finance.ua/, http://www.investfunds.com.ua/ и http://www.investclub.com.ua/.

Реклама:

Работа выглядит дико слаженно. На всех трех площадках звучат примерно одни и те же вещи. Причем со знанием дела и даже в похожем стиле - деловитом и якобы от лица опытного инвестора.

Лично я бы дал Нобелевскую премию за стиль. Заметно, что пишут профессионалы. Недостатки высвечиваются очень просто, но сама проблема невероятно глубокая как для обмена мнениями.

Вынутое "грязное белье" тут же связывается с конкретными компаниями и ложится на их репутацию причудливыми полутенями.

Странным образом больше других "попадают под раздачу" большие и авторитетные фирмы: "КИНТО", "Сократ", "Драгон". Почему? Да потому что они самые сильные и олицетворяют собой рынок инвестиционных фондов.

В итоге, никаких прямых обвинений. Пишущие действуют иначе: они создают атмосферу нервозности вокруг ПИФов и КИФов. Иллюзию, что там постоянно что-то не так, что кто-то манипулирует, обманывает и отнимает.

В общем, "ПИФы - это плохо, и я туда ни ногой!"

Дело №...

Классический случай, который на этой неделе обошел все форумы, - скандал при закрытии одного из фондов. В последний день работы КИФа, за полминуты до окончания торговой сессии на ПФТС один из клиентов фонда провел операцию покупки акций. Цена бумаги была завышена в десяток раз.

Особенность была в том, что эта акция имела большой удельный вес в портфеле фонда. Клиент знал ее название, потому что был клиентом КИФа и имел доступ к структуре портфеля, которую предоставляет клиентам управляющая компания.

В итоге такой манипуляции, этот клиент дополнительно заработал много тысяч гривен. Его доля была рассчитана с учетом завышенной цены.

Естественно, обвинения легли на управляющую компанию. Случай обсасывается со всех сторон. Дескать, клиенты потеряли столько-то. На основе этого делаются далеко идущие выводы о том, как небезопасно нести деньги в ПИФы и КИФы.

Одним словом, читателям "лечат мозги".

Что бы это значило

Вспоминается классический пример маркетингового прорыва в Украину. В начале 1990 годов в СМИ началась массированная кампания, доказывающая ужасность советской упаковки для продуктов. В статьях шла речь о негерметичности, токсичности и неэстетичности.

Производители банок и бутылок попытались защищаться, но любое их слово звучало как оправдание.

В итоге, примерно за полгода в мозгах населения четко закрепилось, что обычные упаковки неправильные и вредные. И тут триумфально появился известный производитель и с ходу занял половину рынка.

И, главное, к нему никаких претензий.

Чего добиваются

Осталось понять, кто "заказал". Признаюсь, в этом вопросе до сих пор нет определенности.

Возможно, это один человек или одна компания. Возможно, несколько фирм. Не исключено также, что это одна из бирж.

Лично мое подозрение легло на индустрию интернет-трейдинга. Произошло это после того, как я почитал комментарии экспертов из разных брокерских компаний.

Их высказывания последних недель сводятся к нескольким прописным истинам.

1. Люди "обожглись" на работе с ПИФами и все больше инвестируют самостоятельно.

2. Вкладывать деньги напрямую на фондовом рынке безопаснее и выгоднее, чем отдавать их в инвестиционные фонды.

3. Самые смелые уже заработали 100% и больше, а в фондах вы бы этого не смогли достичь.

4. Пройдет немного времени, и интернет-трейдинг отобьет у ПИФов львиную долю клиентов.

Когда впервые прозвучало "интернет-трейдинг", все стало на свои места.

Это же так просто! Нужно вызвать сомнение в существующих технологиях работы на фондовом рынке, чтобы люди задали простой вопрос: "Как же тогда вкладывать деньги?".

И тут же им скормят очень ненавязчивый совет: "Попробуйте сами - как в Америке".

Дальше уже дело техники. Человек изучит еще три нехитрых варианта работы - доверительное управление, консультации с брокером и интернет-трейдинг. И тут же обнаружит, что доверять меньше полумиллиона гривен не принято.

Консультироваться неудобно, долго и стоит денег. Зато интернет-трейдинг - это бесконечные перспективы...

Итого, мое мнение: те, кто ругают ПИФы, продвигают интернет-трейдинг. Понять их легко. Сегодня это почти единственная услуга, на которую рассчитывают инвестиционные компании и биржи, почти год сидевшие без работы. Как говорят на Петровке, 38, у них есть прямой интерес.

Опасности интернет-трейдинга

Все это было бы даже весело, если бы не один факт: интернет-трейдинг - это безумно рискованная вещь. Потерять деньги на нем так же легко, как и на печально известном форексе.

Обычно фондовики, торгующие через интернет, говорят: "У нас вы покупаете реальные активы, которые рано или поздно вырастут в цене. Это не виртуальный форекс, который нельзя даже пощупать руками".

Пожалуй, это и все отличие. Если вы потеряете деньги в результате обвала акций, у вас останется на руках вполне реальная доля размером 0,000000001% какого-нибудь металлургического завода. Что это изменит?

Похожие чувства сегодня испытывают владельцы земли и недвижимости по всей стране. Они тоже покупали реальный актив, который рано или поздно вырастет в цене. Теперь его можно разве что вспахивать.

Говорят ли об этой опасности брокерские компании? Да, говорят, но вскользь, как об одином из сопутствующих рисков. Добавляя: "Это для опытных инвесторов".

И тут же предлагают готовый рецепт, как вы можете превратиться в опытного инвестора. Например, прислушиваться к советам аналитиков компании, или  периодически советоваться с бывалыми трейдерами.

Вроде красиво, но, если кто не знает, именно по такой схеме теряют деньги в казино, букмекерских конторах и форекс-клубах.

Что делать

Меньше всего хочется защищать инвестиционные фонды. Да, многие из них в 2008 году потеряли деньги клиентов - даже самые титулованные, но судьи кто?

Брокерские компании? Они изо всех сил зарабатывали на обвале рынка акций, и тем самым загоняли фонды еще глубже в убытки. А сегодня стремятся запустить интернет-трейдинг, потому что нужно зарабатывать хоть на чем-то.

Заметьте, ни одна брокерская компания в Украине не смогла предсказать кризис и его глубину. А прошлой осенью и этой зимой они вынуждены были массово сокращать персонал. Это говорит не просто о многом - обо всем!

Биржи? Им нужно наращивать обороты рынка заявок, который они с таким трудом запустили.

То есть, тут дело не в просчетах фондов. Ведь, на самом деле, во всем мире именно фонды обслуживают деньги населения. Потому что инженер или аудитор изначально не может грамотно торговать на рынке акций. Один раз ему повезет, потом еще раз. А потом он потеряет все, и на этом приключение закончится.

Да, фонды подрастают не так быстро, как "горячие" акции на бирже. И деньги придется вложить минимум на год. Зато и падают они не так стремительно. Если вас устраивает такой подход, не верьте пропаганде, замаскированной под защиту невинных клиентов.

Другое дело, если вы хотите адреналина. Тогда поступите проще всего - спросите на форуме, где сейчас лучший интернет-трейдинг.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: