Инфляция лечится. Политическая шизофрения - нет

Инфляция лечится. Политическая шизофрения - нет

Вполне очевидно, что Виктора Андреевича заботит одновременно: увеличение расходной части бюджета, уменьшение его дефицита, полновесное финансирование социальных программ и, как венец всего этого, недопущение роста инфляции. Удивительное - рядом, как сказал поэт.
П'ятниця, 29 лютого 2008, 13:38

Признаюсь честно: меня терзают смутные сомненья. Вот есть некие меры правительства и НБУ по преодолению инфляции. Сразу заметим, что это очень хорошо - что речь идёт именно о совместных мерах Кабмина и Нацбанка. Надо бы их обсудить - на предмет эффективности и последствий. Да вот сомнения, повторюсь, терзают. То есть обсуждать меры по торможению инфляции, конечно, можно и нужно. И если бы дело сводилось к чистой экономике - такое обсуждение было бы одним сплошным удовольствием.

Но живём-то мы на вяло действующем политическом вулкане: сплошной горячий пар и сероводородные выбросы. Это вносит - и в нашу инфляцию, и в меры по борьбе с ней - невыразимый аромат политической составляющей. А политика - суть "предмет тёмный и лечению не подлежит". Подлежит она, болезная, только постоянному наблюдению. И что же мы наблюдаем?

Прежде всего - наблюдаем неясность по двум вопросам: кто, в конце-то концов, определяет политику правительства - премьер или президент? Второй вопрос, родной брат первого: как долго продержится этот Кабинет? Как можно всерьёз браться за обсуждение антиинфляционных - да и любых других - мер правительства, если президент никак не оставляет его своей отеческой заботой? Молодцы, ребята с Обкома - не поленились посчитать: "из последних пятнадцати сообщений, размещенных на сайте Ющенко под рубрикой "Секретариат президента", десять (!) посвящены многочисленным недостаткам в работе Тимошенко и ее правительства". Но это они посчитали на 27 февраля. С тех пор в полку ценных указаний прибыло: президент высказался по поводу поправок к действующему бюджету. Угадайте, в каком ключе высказался президент? Правильно - ну в очень конструктивном.

Читаем: "президент требует увеличения расходов для Минобороны на повышение боеспособности Вооруженных Сил Украины, увеличения объема финансирования "для обеспечения введения в эксплуатацию более 500 км дорог государственного значения". "Отдельным вопросом стоит обеспечение сбалансирования финансовых потоков НАК "Нафтогаз Украины", - говорится в письме Ющенко. По его мнению, предложения правительства по дополнительному финансированию компании за счет Государственного бюджета, дивидендов и т. п. оставляют несбалансированными доходы и расходы НАК "Нафтогаз Украины" на сумму минимум 3,5 млрд гривен.

Реклама:

"Обращаю ваше внимание на тот факт, что финансовый план НАК "Нафтогаз Украины" в нарушение требований указа президента от 14 февраля 2008 года № 122 до сих пор не утвержден", - пишет Ющенко".

Вполне очевидно, что Виктора Андреевича заботит одновременно: увеличение расходной части бюджета, уменьшение его дефицита, полновесное финансирование социальных программ и, как венец всего этого, недопущение роста инфляции. Удивительное - рядом, как сказал поэт. Не столь очевидна другая загогулина: в полномочиях президента Украины не оговорено право главы государства издавать указы по вопросам экономики.

Зато есть РНБО, на которой можно пристально рассмотреть любой вопрос - от Нафтогаза до приватизации. А уж потом - по итогам рассмотрения, президент издаёт указ, ясное дело, обязательный к исполнению. Такой нехитрый фокус-покус позволяет президенту вроде как и Конституцию не обидеть, и почувствовать себя немножко премьером. Нет, премьером - для деятеля такого масштаба - это мелко. Сверхпремьером - вот самое оно. Ты вроде как руководишь, указываешь и распекаешь, а ответственность за результат всего этого раздолья несёт кто-нибудь другой. В общем, это - почти то же, что чувствовать себя лидером нации...

Впрочем, мы несколько отвлеклись. В данном случае наша задача не сводится к анализу чувствований человека, единого во многих лицах. Наша задача - попроще. Всего лишь - заметить, что борьба с инфляцией должна происходить из одного центра. Если, конечно, мы искренне хотим, чтобы эти мероприятия увенчались успехом. Ведь не даром я так радовалась в начале статьи тому, что предлагаемые антиинфляционные меры согласованы между Кабмином и Нацбанком. Будем считать, что два этих уважаемых учреждения готовы действовать как единый и единственный центр. Вот тогда можно приступать к обзору предлагаемых мер.

Нынешнее правительство "стартовало" с наследственной инфляцией в 16,6% годовых. Всем уже известно, что в этой печальной цифре есть доля: роста цен на энергоносители; роста цен на продукты и прочие товары и услуги; банковского мультипликатора; "залповых" социальных выплат. Вот, в основном, всё. И что с этим "всем" можно поделать?

Меры правительства (в том виде, в каком они доступны вашему автору) представляют собой стандартный "джентльменский набор борца с инфляцией". Понятно, что с "банковской" составляющей должен в основном работать Нацбанк: повышать учётную ставку, менять нормы резервирования, ужесточать требования к ликвидности. Что он, Нацбанк, с успехом и делает. Но мы не зря назвали эту составляющую "банковской", а не монетарной. Потому, что опасно не то, что деньги множатся в банках, - банки на то и придуманы, чтобы растить деньги. Опасно, когда начинают неконтролируемо "размножаться" лишние, инфляционные гривны. И операция, называемая в простом народе "стерилизацией избыточной денежной массы", - это уже задача не только НБУ, но и Кабмина.

Кабмин, в частности, предлагает "отоваривать" лишние деньги за счёт увеличения импорта нефтепродуктов и зерна. Ну и за счёт "выбросов" из Госрезерва. Но закупки в Госрезерв - это отдельная песня, так что остановимся на импорте. Увеличивается количество товара, удовлетворяется спрос, возрастает конкуренция, и, как результат - нормализуется цена. То есть предлагается такая себе товарная интервенция руками благодарных импортёров. Поскольку цены на зерно и нефтепродукты в высокой степени определяют планку для всех остальных цен, правительство можно понять. В "Мерах" записано, что приманивать импортёров будут "за счёт снижения ввозных пошлин". Но ведь таможенно-тарифное регулирование - прерогатива ВР. Так что это - если парламент захочет. Причём вашему автору упорно кажется, что снижением пошлин дело не ограничится - ибо самый лучший стимул для импорта - ревальвация национальной валюты...

Далее. Административные меры. Сдерживание роста тарифов, ограничение торговых надбавок, изничтожение торговых же посредников. Можно, конечно и такие меры принимать, да вот вопрос: насколько они будут эффективными? Не, всем понятно, что наша экономика малёха перекошенная, местами монополизированная и теми же местами весьма нерыночная. Так что административное вмешательство - это плохая, но замена "невидимой руке рынка". Но. Исполнители - кто? Ведь те же надбавки и те же посредники - парафия властей на местах. А вдумчивый читатель наверняка ещё не забыл недавнего выступления трио назначенных губернаторов, громко исполнивших ораторию: "Кабмин пусть нам отдаст 10% от налога на прибыль предприятий, и тогда мы (может быть) ограничим торговые надбавки на местах". И сделалось как-то кристально ясно, что админмеры на местах вряд ли будут эффективны. Заметьте, я не сказала слова "саботаж".

Ну и, наконец, главная "мера", высшая мера: бюджетная экономия. На фоне аврального погашения долгов Газпрому, уже сделанных и ещё предстоящих выплат долгов Ощадбанка, пожеланий президента, аппетитов парламента - говорить о бюджетной экономии могут только неисправимые оптимисты. По скромным наблюдениям автора, даже если в бюджете урезать всё, кроме социалки, задействовать эту меру будет очень трудно. По абсолютно политическим мотивам, в которые смело можно зачислить и пожелания президента, и уж, тем более, - аппетиты парламента, готового в любой момент удариться об землю и обратиться белой лебедью. В смысле - "обновленной коалицией". До экономии ли тут?..

P.S. А меры правительства по борьбе с инфляцией - вполне неплохие меры. Так что, я думаю, с инфляцией все будет более-менее нормально. Это со страной у нас что-то не так...

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: